Головне меню
Головна Підручники Криміналістика Белкин том 3 15.2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки практических работников

15.2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки практических работников

Криміналістика - Белкин том 3
214

15.2. Криминалистика как компонент профессионально-служебной подготовки практических работников

Мы уже отмечали, что исторически криминалистика впервые стала предметом преподавания на курсах практических работников полиции и следствия, а уже потом в стационарных учебных заведениях. В нашей стране в первые годы после революции потребность практических работников в криминалистических знаниях была особенно велика уже в силу того, что в правоохранительные органы пришли люди, не обладавшие такими знаниями и остро нуждавшиеся хотя бы в элементарной профессиональной подготовке. В приказах и инструкциях ВЧК, НКВД, НКЮ за 1918-20 гг. подчеркивалась необходимость использовать в борьбе с преступностью судебную фотографию, уголовную регистрацию, дактилоскопию и другие криминалистические средства и методы. В приказе № 40 по уголовно-розыскной милиции за 1918 г. предлагалось принять “самые срочные и интенсивные меры к ознакомлению с методами регистрации преступников, антропометрией, дактилоскопией и фотографией, “словесным портретом” и т. д.”

И. Ф. Крылов приводит выдержку из письма Центророзыска к мес­тным Советам по поводу организации борьбы с преступностью на местах (1918): “Дело уголовного розыска в России было при царском режиме в суровых тисках жандармерии и полиции. Настало время поставить дело сыска на научную высоту и создать кадры действительно опытных сотрудников, научных специалистов”. Комментируя это указание, И. Ф. Крылов писал: “Такая задача стояла не только перед розыскными, но и перед следственными и судебными органами. Решать ее приходилось в сложных условиях. В аппарат ЧК, в следственные н судебные органы, в органы милиции пришли рабочие и крестьяне, не имевшие не только опыта работы, но и достаточного образования. Но работая, они самоотверженно учились, а учась, не покладая рук работали. Уже в первое десятилетие Советской власти удалось сделать много

е. В органах дознания и следствия появились кадры опытных работников”. Обучение на различных краткосрочных курсах было оперативной формой подготовки работников различных уровней и профилей. Таким путем была подготовлена и первая группа экспертов-криминалистов в количестве 26 человек, выпуск которой на специально организованных Курсах для подготовки научно-технических экспертов состоялся в Москве в 1928 г.

В программы всех курсов соответствующих профилей включалось преподавание криминалистики.

Система курсовой подготовки сохранилась и в последующие годы, но направленность ее изменилась. По мере укрепления органов дознания и следствия юристами с высшим образованием, а затем полного перехода на этот принцип комплектования курсовая подготовка и переподготовка стала формой совершенствования профессионального уровня работников. К ней добавились и такие формы усовершенствования, как методические сборы и семинары, систематические занятия в системе служебной учебы, научно-практические и методические конференции, конфе­ренции лучших следователей по обмену опытом работы и т. п. Непременным компонентом занятий на всех этих курсах, сборах и семинарах были лекции и упражнения по криминалистике.

В 1944 г. Следственный отдел Прокуратуры СССР начал издание “Следственной практики” - сборников материалов по обмену опытом расследования, акцентирующих внимание следователей на применение криминалистических средств и методов работы с доказательствами. В эти годы в “Следственной практике” публиковались своеобразные криминалистические памятки “Прочти и запомни”. Они содержали советы типа “На место происшествия прибудь первым - вскроешь преступление”, “Тщательная подготовка обеспечит успех обыска”, “Промедлишь с обыском - потеряешь доказательства”, “Производя расследование, используй научно-технические приемы”, “Привлекай в помощь следст­вию специальные познания из области естественных и технических на­ук”, “Успех обыска зависит от твоей наблюдательности, последовательности, находчивости” и т. п.

С 1950 г. “Следственная практика” стала издаваться ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР. Знаменательно, что первый выпуск этого пособия открывался статьей П. И. Тарасова-Родионова “Овладеть научно-техническими приемами расследования”. Показу, как конкретно реализуется это требование на практике, и был посвящен весь выпуск. В целях совершенствования профессионального мастерства следователей ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР с момента своего создания начал широкую подготовку методических пособий по криминалистической тактике и методике расследования, а НИИ криминалистики Главного управления милиции МВД СССР - по криминалистической технике и криминалистической экспертизе.

Важным событием в деле профессионального совершенствования следователей была организация в 1952 г. в Ленинграде Курсов усовершенствования следователей, преобразованных в декабре 1965 г. в Институт усовершенствования следственных работников органов внутренних дел и прокуратуры. В институте было создано две криминалистиче­ских кафедры - криминалистической техники (зав. О. М. Глотов) и криминалистической тактики и методики расследования (зав. И. Е. Быховский). Уже в первые пять лет существования института в нем прошли переподготовку свыше 4500 следователей и руководителей следственных подразделений.

Преподавание криминалистики на курсах, сборах, семинарах и в Институте усовершенствования следователей имеет ряд специфических особенностей. Здесь особенно важно учитывать опыт работы обучающихся, их специализацию, уровень подготовки и характер имеющего­ся образования, индивидуальные запросы. “По нашему мнению, система повышения профессионального мастерства следователей, - писали Н. Баранов и Н. Майоров, - будет более эффективной, если она будет предусматривать обучение следователей в зависимости от стажа, опыта работы и специализации по следующим этапам: занятия по индивидуальным планам и семинары, школа профессионального мастерства и учебно-методические сборы, Институт усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, затем специализированные всесоюзные, республиканские и групповые учебно-методические сборы”. Основное содержание всех этих форм обучения составляют вопросы криминалистики - от изучения новых средств криминалистической техники до тем проблемного характера.

Существенную помощь в повышении уровня криминалистических знаний в системе служебной подготовки оказывают криминалистические музеи органов внутренних дел и кабинеты криминалистики прокуратур.

Первый музей криминалистики был создан в 1918 г. при Управлении уголовно-розыскной милиции г. Москвы по инициативе ее комиссара К. Г. Розенталя. В том же году создается центральный музей ОУР. В 1922-23 гг. при участии Л. П. Рассказова экспозиция музея перестраивается, и циркуляром ЦАУ НКВД РСФСР № 432 от 7 декабря 1923 г. местные учреждения уголовного розыска обязываются направлять в центральный музей экземпляры наиболее важных предметов или их фотокопии. Тем же циркуляром предписывалось организовать криминалистические музеи при губернских и областных управлениях уголовного розыска. Хорошо оборудованные музеи с обширной экспозицией создаются в Москве, Ленинграде, Костроме и в ряде других городов.

После Великой Отечественной войны музейно-криминалистическое дело пришлось в большинстве мест ставить заново.

Директивой Главного управления милиции МВД СССР от 3 апреля 1947 г. было предложено организовать криминалистические музеи при НТО всех управлений милиции республик, краев и областей. В 1949 г. Научно-исследовательским институтом криминалистики НТО ГУМ разрабатываются методические указания об организации и работе криминалистических музеев. “Криминалистический музей имеет своей целью способствовать более широкому внедрению научно-технических методов и средств борьбы с преступностью и серьезному повышению деловой квалификации оперативно-следственных работников милиции, - говорилось в этих указаниях. - Задача музея - всесторонне показать работникам милиции способы совершения тех или иных преступлений, приемы и ухищрения, к которым прибегают преступники как при совершении самих преступлений, так и при сокрытии их следов, а также наиболее эффективные методы и приемы раскрытия преступлений и возможности наиболее полного использования при этом криминалистичес­кой экспертизы, данных науки и техники”. Рекомендовалось наряду с де­монстрацией примеров из местной практики собрать в музее специальный учебный материал, позволяющий хорошо усвоить тот или иной раздел криминалистики.

Типовая структура музея предусматривала создание в нем шести ос­новных разделов: уголовная регистрация и идентификация личности; следы и вещественные доказательства; документы; осмотр места проис­шествия; проведение операций (задержание и обыск); методика расследования отдельных видов преступлений (бандитизм, грабежи и разбои, убийства, кражи разных видов, хищения, мошенничество, спекуляция, подделки документов, пожары и поджоги, ското- и конокрадство). Опреде­лялись формы работы музея: экскурсии работников милиции, целевые посещения при изучении работниками милиции определенного раздела криминалистики, а также проведение при музее учебных занятий, бесед, семинаров по этим разделам, консультаций по криминалистике.

В настоящее время криминалистические музеи выполняют значительную учебную работу по распространению криминалистических знаний среди сотрудников органов внутренних дел. Накоплен значительный опыт функционирования этих музеев в стенах высшего учебного заведения, где материалы музея используются не только для обучения практических работников, но и слушателей - систематически на всем протяжении изучения курса криминалистики.

Введение в органах прокуратуры института прокуроров-криминалис­тов способствовало оживлению учебно-методической работы на местах, активизировало внедрение в практику технико-криминалистических средств. Опыт методической работы прокуроров-криминалистов стал си­стематически обобщаться и распространяться ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, а позже Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. В целях унификации кабинетов криминалистики прокуратур были разработаны рекомендации по содержанию и тематике наглядных пособий и сформу­лированы общие методические, технические и организационные принципы их создания.

Особо следует остановиться на децентрализованной подготовке экспертов-криминалистов.

Долгое время учебные заведения МВД СССР, готовившие кадры экспертов-криминалистов (Московская средняя специальная школа милиции и Высшая школа МВД СССР), не могли удовлетворить потребности практики в специалистах этого профиля. В связи с этим на местах, в наиболее мощных криминалистических подразделениях, и в НИИ криминалистики (впоследствии - НИИ милиции) ГУМ МВД СССР была организована подготовка сотрудников (без отрыва от работы), вновь принимаемых на должности экспертов. В 1959 г. НИИМ разработал единую программу по криминалистике для подготовки экспертов-криминалистов и Положение о стажировке работников НТО в НИИМ в целях повышения квалификации, привития экспертам необходимых практических навыков, обмена опытом и овладения новыми технико-криминалистическими методами и средствами раскрытия преступлений.

Острота проблемы комплектования криминалистических подразделений органов внутренних дел несколько сгладилась после создания на базе Волгоградской следственной школы (ныне - Волгоградский юриди­ческий институт МВД РФ) факультета по подготовке экспертов-кримина­листов (1973), однако указанная форма пополнения кадров этих специалистов по-прежнему играет известную роль, несмотря на организацию в Саратове Высшей экспертной школы МВД РФ. Не утратила она своего значения и для учреждений судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, поскольку система подготовки экспертов при Российском федеральном центре судебных экспертиз не может обеспечить количественно потребностей практики.

 

< Попередня   Наступна >