Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ // 1. Брахманизм

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-право­вая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирую­щее положение, которое на протяжении многих веков занима­ли жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии Брахма­Низма Встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников IT тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами (санскрит­ское слово «веды» означает «ведение», «знание»). В Ведах гово­рится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «...брахма­ном стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра».

Мировой закон (рта), согласно такой мифологически-орга­нической концепции, определяет конституцию (строение) об­щества, место, роль и положение (в том числе и правовое) раз­личных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свобод­ны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две ос­тальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торгов­цев; шудры, состоявшие из свободных низов) - подчиненными.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкрети­зацию в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упани-шадах, возникновение которых относится к IX-VI вв. до н. э.

Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упаниша-дам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) - закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государст­ве предопределяло также и руководящее значение брахманист-ских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные Дхар-масутры

И дхармашастры - правовые сборники, которые со­ставлялись различными брахманистскими школами.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформле­ние на основе более древних источников известного политико-правового памятника - Законов Ману.

В Законах Ману воспроизводятся и защищаются соответст­вующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обос­нованию руководящего положения брахманов и исключитель­ному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: «Само рождение брахмана - вечное воплоще­ние дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокро­вищницы дхармы, занимает высшее место на земле как влады­ка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это».

Примечательно, что при всем своем высоком и даже боже­ственном статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брах­манов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Главное назначение царя (вместе с его слугами) - быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управ­ления» - Данданити, Означающего «руководство (во владении) палкой». Законы Ману содержат настоящий панегирик наказа­нию как воплощенной дхарме и охранителю всех живых су­ществ, богов и людей: «Наказание - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - каратель... Если бы царь не налагал неус­танно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжа­рили бы слабых, как рыбу на вертеле... никто не имел бы собст­венности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется (только) посредством Наказания... Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (нало­жении) Наказания. Где идет черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает».

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах пре­ступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отно­шении пользовались брахманы.

Используя представления о переселении душ после смерти, Законы Ману наряду со многими земными наказаниями преду­сматривают и загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.

< Попередня   Наступна >