4. Джефферсон

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Томас Джефферсон (1743-1826), подобно многим именитым современникам, сочетал занятия философией с большой актив­ностью на поприще государственной и общественной деятель­ности. Самое крупное свое произведение он посвятил истории и государственному устройству своего родного штата Виргиния («Заметки о штате Виргиния», 1785), самое известное его про­изведение - Декларация независимости США (1776). По про­исхождению он сын провинциального плантатора. Он успешно прошел многие ступени политической карьеры от практикую­щего юриста и милицейского чиновника графства до губерна­тора штата, а затем и президента страны. В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикаль­ных, нередко утопических программ до умеренных либераль­ных принципов.

Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия - он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом амери­канского философского общества, опекуном университета, по­строенного в штате Виргиния по его собственному архитектур­ному проекту. Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом де­мократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), опубликованной в виде ано­нимной брошюры как обращение к английскому королю, мо­лодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимо­сти вернуть народу «права, полученные по законам природы». Характерно, что обращение к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Су­щественно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный за­коном и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подвержен­ный контролю со стороны народа».

В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или мо­жет принять на себя». Собирая народные деньги и оберегая сво­боду народа, не следует в то же время доверять их тем, кто за­полняет учреждения законодательной, исполнительной и су­дебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и рас­пространится на основную массу нашего народа; когда прави­тельство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Человеческая природа одинакова на обоих берегах Ат­лантического океана и останется одинаковой под влиянием од­них и тех же обстоятельств. Настало время остерегаться кор­рупции и тирании, пока они не завладели нами».

Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непе-реуступаемых никакому правительству.

Одна из магистральных тем для Джефферсона - обоснова­ние естественных и гражданских прав. После написания Дек­ларации независимости, где он не без колебаний отказался от триады естественных прав Дж. Локка «жизнь, свобода, собст­венность» в пользу триады «право на жизнь, свободу, стремле­ние к счастью», он неоднократно обращается к этой теме и уже после принятия федеральной Конституции пишет специ­альное письмо к Дж. Мэдисону с предложением дополнить Конституцию перечнем прав и свобод, где практически пред­решает основной перечень Билля о правах 1791 г. и где уже надежно фиксируется локковская триада прав человека (по­правка V).

Впоследствии он обосновывает или уточняет свое понима­ние других естественных прав. Так, он считает неосновательной восходящую к Т. Гоббсу и Дж. Локку идею том, что, вступая в общество, мы якобы отказываемся от каких-либо естественных прав. Право на собственность основано на природных потреб­ностях людей и на средствах, с помощью которых они наделе­ны способностью удовлетворять свои нужды. Каждый человек и любая общность людей имеют право на самоуправление, ко­торое они получают из рук природы. Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять государст­венной власти, поскольку все государственные власти всегда стремятся их нарушать. Это право мыслить и передавать свои мысли устно или письменно, это право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность.

Особенно оригинальна его формулировка права на свобод­ный обмен мнениями и информацией: «Право свободной пере­писки и обмена мнениями, взглядами и информацией между граж­данами на основе их общих интересов, как общественных, так и личных, независимо от юрисдикции, под которую эти их общие интересы подпадают... это естественное право и отнюдь не дар ка­кого-либо местного закона». Джефферсон остается рыцарем ес­тественных прав до конца дней своих. «Нет ничего, что нельзя было бы изменить, кроме врожденных и. неотъемлемых прав человека».

Республиканские принципы организации и деятельности го­сударства, по его мнению, должны пронизывать последователь­но все уровни — организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам). Полемизируя с Д. Юмом относительно происхожде­ния всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо дер­жался принципа правления большинства, полагая, что лекарст­вом от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать неспра­ведливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходи­мости и желательности такой организации управления государ­ством, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.