7. Монтескье

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких пред­ставителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, исто­рии, социологии, религии, политической экономии, естествен­ных наук, искусства и литературы.

Тремя основными его произведениями являются «Персид­ские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и па­дения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего тру­да - «О духе законов» (1748).

Уже первая из этих работ, содержавшая яркую сатиру на феодально-абсолютистские порядки Франции начала XVIII В., сразу же стала значительным событием общественной жизни и за год выдержала восемь изданий. В «Размышлениях...» передо­вые просветительские и антидеспотические идеи Монтескье подкрепляются аргументами и опытом исторических исследо­ваний общественной, политической и духовной жизни Древне­го Рима. Здесь он делает существенный шаг вперед в Историче­Ском понимании Явлений действительности, в рационалистиче­ском толковании объективных закономерностей исторического развития. Он стремится обосновать вывод о том, что миром управляет не Божественный Промысл или фортуна, а дейст­вующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и пра­вовой жизни.

Развернуто и последовательно гуманистическая и просвети­тельская позиция Монтескье представлена в трактате «О духе законов». Эта книга, сделавшая Монтескье одним из авторитет­ных классиков во всемирной истории политической и правовой мысли, была встречена идеологами тогдашнего абсолютизма и церкви злобной критикой и сразу же внесена в черные списки «Индекса запрещенных книг». Монтескье достойно встретил атаку реакционных сил и блестяще ответил им в своей «Защите «О духе законов» (1750).

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - Политическая свобо­да. К Числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация го­сударственности.

В поисках «духа Законов», Т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д. и стремился постиг­нуть логику исторически изменчивых позитивных законов, по­рождающие их факторы и причины.

Свой подход Монтескье характеризовал следующим обра­зом: «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и вся­кий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона».

Закономерное в тех или иных отношениях (т. е. закон, пра­вило соответствующих отношений) означает, согласно Мон­тескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им слу­чайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе).

Закон, По Монтескье, как раз и выражает момент определяе­мое™, обусловленности и пронизанности тех или иных отно­шений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необ­ходимого) в этих отношениях.

Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и из­менчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побужде­ниям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, спо­собности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т. д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку Законы природы (естественные Законы) Трактуются Монтескье как законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человече­ской природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписы­вавшего людям изначальную агрессивность и желание властво­вать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, внача­ле слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с дру­гими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.

Но как только люди соединяются в обществе, они утрачива­ют сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода - между от­дельными лицами и между народами. «Появление этих двух ви­дов войны, - писал Монтескье, - побуждает установить зако­ны между людьми». Появляются законы, определяющие отно­шения между народами (международное право); Законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); Законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образова­ния государства: «Общество не может существовать без прави­тельства. «Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует то, что называется Политическим Состоянием (государством)». Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т. е. Граж­данское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обще­стве, которое Монтескье (со ссылкой на Джанвинченцо Грави-ну) называет гражданским состоянием.

Положительный (человеческий) закон предполагает объек­тивный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость Предшествует положительному закону, а не впервые им создается. «Законам, созданным людьми, должна была, - подчеркивал Монтескье, - предшествовать возмож­ность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ниче­го ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою».

Закон вообще - это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому «политические и граж­данские законы каждого народа должны быть не более как ча­стными случаями приложения этого разума». В процессе реали­зации такого подхода Монтескье исследует Факторы, образую­Щие в своей совокупности «дух законов», Т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость тре­бований положительного закона.

Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон (т. е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства наро­да, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Кстати говоря, также и правительство, со­ответствующее этим требованиям, расценивается им как наибо­лее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухты и др.) о «народном духе» как ос­новной правообразующей силе и носителе права.

Далее, Монтескье отмечает необходимость соответствия по­ложительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факто­рам и физическим свойствам страны, ее положению и разме­рам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качест­ву почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д. Специальное внимание уделяется не­обходимости учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей за­конодателя и т. п.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказы­вают природа и принцип правительства, учреждаемого в граж­данском состоянии. Он различает Три образа (формы) правле­ния: Республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в ру­ках или всего народа (демократия), или его части (аристокра­тия). Монархия - это правление одного человека, но посредст­вом твердо установленных законов. В деспотии все определяет­ся волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают «основные краеугольные зако­ны» данной формы правления.

От этой Природы правления Он отличает присущий каждой форме Принцип правления, Тоже играющий существенную законообразующую роль. Поясняя это отличие, он писал: «Разли­чие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, кото­рые двигают им».

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демо­кратии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому Основными для демократии Он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контроли­ровать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятель­ность. К числу основных в демократии относится и закон, оп­ределяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только на­роду. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье, необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в те­чение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотворче­ского принципа, получившего в дальнейшем свою конкретиза­цию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссыла­ется на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжение года и только по воле народа превращались в постоянный закон.

К основным законам аристократии Он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескье отмечает, что аристо­кратия будет тем лучше, чем более она приближается к демо­кратии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

Основные законы монархии, Где источником всякой полити­ческой и гражданской власти является сам государь, - это за­коны, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. е. наличие «посредст­вующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворян­ства монарх становится деспотом. «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое».

Основным законом деспотического правления, Где, собствен­но, нет законов и их место занимают произвол и прихоть дес­пота, религия и обычаи, является установление должности пол­новластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким образом, опреде­ляет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле - конституционные) законы.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии - Честь, В деспотии - Страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих прин­ципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: «Из это­го следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государст­ва не будут совершенными».

Характеризуя законотворческое значение и законообразующую силу соответствующего принципа, Монтескье пишет: «...законы вытекают из него, как из своего источника».

В плане конкретизации общей идеи о необходимости соот­ветствия позитивных законов принципам правления Монтескье обстоятельно, иногда доходя до частностей, исследует вытекаю­щие из данной идеи следствия применительно к законам для общества в целом, к законам о воспитании, об обороне и т. д. Подробно прослеживается им влияние, оказываемое принципа­ми различных видов правления на характер гражданских и уго­ловных законов, на формы судопроизводства и определение на­казаний.

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме Соотно­Шения закона и свободы. Он различает два вида законов о поли­тической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отно­шении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институцио­нальном и личностном аспектах политической свободы, подле­жащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нере­альной и необеспеченной. «Может случиться, - замечает Мон­тескье, - что и при свободном государственном строе гражда­нин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным. В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода граждани­на фактическая, но не правовая»;

Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возмож­на вообще лишь при Умеренных правлениях, Но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего не­обходимо достичь в государстве Разделения властей на законода­Тельную, исполнительную и судебную. Такое умеренное правле­ние характеризуется как «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

Основная цель разделения властей - избежать злоупотреб­ления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркива­ет Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Подобное взаимное сдерживание властей - необходимое усло­вие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. «Казалось бы, - пишет он, - эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездейст­вия. Но так как необходимое течение вещей заставит их дейст­вовать, то они будут вынуждены действовать согласованно». Причем ведущие и определяющие позиции в системе различ­ных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, со­гласно Монтескье, главным условием для обеспечения полити­ческой свободы в ее отношениях к государственному устройст­ву. «Если, - замечает он, - власть законодательная и исполни­тельная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, что­бы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законода­тельной и исполнительной. Если она соединена с законода­тельной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во вла­сти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возмож­ность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение поста­новления общегосударственного характера и власть судить пре­ступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобо­да состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. «В государст­ве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключать­ся лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего долж­но хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть... Свобода есть право делать все, что дозволено закона­ми. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами за­прещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Личностный аспект свободы - политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдель­ному гражданину - заключается в Безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Мон­тескье придает особое значение доброкачественности уголов­ных законов и судопроизводства. «Если не ограждена невинов­ность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилуч­ших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими».

Политическая свобода граждан в значительной степени за­висит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфи­ческой природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над чело­веком. Причем «законы обязаны карать одни только внешние действия».

Для обеспечения свободы необходимы и определенные су­дебные формальности (процессуальные правила и формы) - правда, в такой степени, чтобы они содействовали целям реа­лизации закона, но не превратились бы в препятствие для этого.

Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о Различных разрядах (типах) законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом; божественным правом (правом религии); церковным (канони­ческим) правом; международным правом (вселенским граждан­ским правом, по которому каждый народ есть гражданин все­ленной); общим государственным правом, относящимся ко всем обществам; частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество; правом завоевания; гражданским правом отдельных обществ; семейным правом.

Ввиду наличия этих различных разрядов законов, замечает Монтескье, «высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми».

Специальное внимание Монтескье уделяет способам состав­ления законов, законодательной технике.

Основополагающим принципом законодательства является Умеренность: «дух умеренности должен быть духом законодате­ля».

Он формулирует, в частности, следующие Правила составле­Ния законов, Которыми должен руководствоваться законодатель. Слог законов должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, посколь­ку «они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства». Когда закон не нуждается в исключениях, ограни­чениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Моти­вировка закона должна быть достойна закона. «Подобно тому, как бесполезные законы ослабляют действие необходимых за­конов, законы, от исполнения которых можно уклониться, ос­лабляют действие законодательства». Не следует запрещать дей­ствия, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного. «Законам должна быть присуща известная чис­тота. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью».

Разработка теории законов в произведениях Монтескье прочно опирается на анализ Истории законодательства. Он об­стоятельно исследует римское законодательство, происхожде­ние и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран. Исторический подход к праву тесно сочетается у Монтескье с Сравнительно-правовым Анализом за­конодательных положений различных эпох и народов.

Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую поли­тико-правовую мысль, на развитие теории и практики право­вой государственности.