5. С. Е. Десницкий

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В Середине XVIII В. в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями эконо­мического, социального и политического развития страны. Просветители обличали язвы современной социальной и поли­тической действительности; критиковали произвол крепостни­ков-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного развития России. Они обра­щали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительст­ва, способного выражать общественное мнение.

Реализацию этих идей они связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.

Наиболее полное выражение взгляды Просветительства как направления политической мысли получили в произведениях С. Е. Десницкого.

Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) происходил из ме­щан г. Нежина. Он закончил семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем учился в Московском университете и в Петер­бургской академии наук и в числе других учеников был направ­лен для продолжения образования в Великобританию в Уни­верситет Глазго. Здесь он защитил диссертацию по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором юридического факультета Московского университета, где читает лекции по праву впервые на русском языке. В этот период своей деятель­ности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридиче­ских преобразований в государстве.

Кругозор Десницкого был достаточно широким, а образова­ние разносторонним. В Великобритании он изучал произведе­ния многих западноевропейских мыслителей, политических писателей и философов. Теоретические положения своей док­трины он часто аргументировал ссылками на труды Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита и др.

В размышлениях о причинах Происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически по­следовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательст­во дикорастущих плодов); вторым - скотоводство и пастушест­во; третьим - «хлебопашественное состояние» и последним, четвертым, - «коммерческое». В первых двух главенствует кол­лективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В «хлебопашественном состоянии» появляются жилища, каж­дый начинает обрабатывать землю, у людей возникает желание получить все это «во всегдашнее право собственности». Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причи­ны неравенства Десницкий, как и Локк, усматривал в различ­ных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать.

Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние «первовозникающие государ­ства», соответствовавшие «хлебопашественному состоянию», государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его реализации. Однако Дес­ницкий высказал предположение, что власть в обществе с са­мого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством.

Цель государства Мыслитель усматривал в достижении наи­большего количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой правления Десницкий считал конституцион­ную монархию с разделением властей. Главными являются три власти: законодательная, исполнительная и судительная. Они должны «законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение». От деятельности этих властей зависит «все почти чиноположение и все главное правление в государствах». Соотношение этих властей необходимо построить так, «чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую», и за этим будут следить учрежденные в каждой власти «надзиратели».

Законодательная власть, По его проекту, осуществляется мо­нархом совместно с однопалатным органом - Сенатом, со­стоящим из 600-800 депутатов. Сенату дозволено «...с приказа­нием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать... и сверх того, по­шлины в государстве налагать... войну продолжать и заключе­ние трактатов с соседними державами наблюдать». Но «конеч­ное повеление» принадлежит только монарху. Сам представи­тельный орган должен «никаких узаконений без изволения и приказания монархов в России не предпринимать, не делать». Сенату также вручается еще и высшая судебная власть.

В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: по­мещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллиген­ции («училищных») по избирательному праву с умеренным цензом, различным для разных сословий. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не бо­лее чем на три срока. Сенаторы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все де­ла, требующие решения. Все сенаторы равноправны независи­мо от их сословной принадлежности.

Для заседаний Сената и «жилья» сенаторов Десницкий ре­комендует «построить в Москве и Санкт-Петербурге особливые здания».

В предложениях по учреждению Судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от ад­министрации, введение равного для всех сословий суда при­сяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Судительная власть распределяется по всей империи. Для России требуется, чтобы «по крайней мере в восьми местах из­вестное число искусных судей безотступно присутствовало».

Во всех этих местах «для скорого отправления дел» суди-" тельная власть «должна состоять из двенадцати человек». Это -«генерал-адвокат, четыре генерала - судьи криминальные. Прочие семь должны быть генералы - судьи тяжебных и криминальных дел вместе, где совокупно со всеми двенадцать су­дей составлять будут».

Низшая судебная инстанция определена в проекте Десницкого в виде всесословного судебного органа при местной адми­нистративной власти. Таким образом, здесь он проявил опреде­ленную непоследовательность, не доведя до конца осуществле­ние принципа независимости суда.

Исполнительная власть У него осуществляется монархом, об­ладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления - коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

УДесницкого есть еще и Наказательная власть, Которая вру­чена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются не­посредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия вое­вод и публично их рассматривает.

Применять наказательную власть он советовал с осторожно­стью, «чтоб строгость за предел не выходила».

Десницкий осуждал «бесчестные и публично поноситель­ные» наказания, а также всякого рода «шельмования», преду­смотренные Артикулом воинским (1715) и имевшие место в российской наказательной практике.

В дополнение к наказательной власти Десницкий преду­сматривает еще и Гражданскую власть, Которой он наделяет вы­борные органы местного самоуправления в городах.

Компетенция всех пяти властей должна быть строго определе­На законом. От деятельности этих властей «все блаженство под­данных состоит».

Законодательная власть у всех народов считается самой главной, однако, - подчеркивает Десницкий, - весьма важно и исполнение законов, «без которого самые наилучшие и пре-мудрейшие узаконения недействительны». Лучше не иметь за­конов, чем иметь и не исполнять.

Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, но воз­ражал против «мучительских» способов ее исполнения.

Десницкий требовал строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни.

В вопросах внешней политики он придерживался Мирной ориентации, Полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговые отношения, которые будут препятствовать войнам. Рассматривая итоги наиболее крупных ис­торических войн, он характеризовал их результаты как отрица­тельные. Однако необходимость армии как средства «защищения от неприятельских нападений» Десницкий признавал и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества. Одновременно он предупреждал о том, что содержа­ние большой армии дорого и опасно. «В государствах, в кото­рых одна военная сила и военное чиноположение, свободные науки и художества не процветают».

Десницкий выступал за Равное отношение ко всем народам, Населяющим Россию. «Российская монархия, — писал он, — самоеда приглашает быть участником законодательной власти». Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влия­ние на развитие просветительских идей в России. Он перевел труд английского юриста У. Блэкстона «Истолкование англий­ских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридиче­ских терминов, используемых в русских Судебниках, Соборном уложении 1649 г. и других историко-юридических документах.

В целом просветительская деятельность Десницкого была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России.