Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в. // 1. Общая характеристика

Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в. // 1. Общая характеристика

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Общественно-политическая жизнь Западной Европы в пер­вой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего Утверждения и упрочения буржуазных порядков В данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Гер­мания, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и зая­вившие о себе, самоопределялись через свое отношение к это­му историческому процессу. Французская буржуазная револю­ция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капи­тализма в Европе.

У него оказалось много противников. Водворение буржуаз­ного, капиталистического уклада жизни встретили в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, терявшие былые привилегии и желавшие реставрации старого, добуржуазного порядка. Комплекс их идей квалифицируется как консерватизм (в разных его вариантах). Яростно осуждали капи­талистические порядки и представители совсем другого, нежели консерваторы, социального лагеря. Последний составляли про­летаризирующиеся массы тружеников, разорявшиеся мелкие собственники и т. д. Капиталистическая система ввергла тогда эти слои в тяжелое состояние. Спасение виделось им в тоталь­ном отказе от мира цивилизации, основанного на частной соб­ственности, и установлении общности имущества. Такую анти­капиталистическую позицию выражал социализм. Своеобразно выглядела программа еще одного идеологического течения — анархизма. Не все из его сторонников являлись врагами буржуа­зии и частной собственности, однако практически единодушно выступали они против государства вообще (любого типа и любой формы), усматривая в нем самую главную причину всех об­щественных зол. Соответственно отвергались ими капиталисти­ческая государственность, буржуазное законодательство и т. д.

Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным тече­нием. Его приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в пер­вую очередь предпринимательские (промышленные и торго­вые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура.

Концептуальное ядро либерализма образуют два основопо­лагающих тезиса. Первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй - реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого кон­цептуального, смыслообразующего ядра концентрируются дру­гие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т. п.

В 40-х гг. XIX в. возник марксизм - учение, возымевшее впоследствии большую притягательную силу. Его создатели Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) пред­приняли попытку выяснить условия и указать пути упраздне­ния буржуазно-капиталистических порядков, наметить контуры строя, который наконец разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное развитие личности.

Увлеченные прежде всего и главным образом решением та­кой задачи, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к рас­смотрению вопросов власти, государства, права, законодатель­ства, политики. Плодом такого обращения явилась Марксист­ская, историко-материалистическая концепция государства и права.

Вторая половина XIX в. в Европе (прежде всего в Западной) отличается рядом характерных черт. Во многих странах конти­нента достаточно прочно утверждаются буржуазные порядки.

Дальнейшее развитие получает капиталистическая рыночная экономика со своей сложной инфраструктурой. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие включение в политический процесс все более широких слоев населения. Происходит по­степенная демократизация этого процесса. Крепнет движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивает­ся определенных успехов. На общественную арену в качестве самостоятельной организованной силы выходит пролетариат, создающий свои профсоюзы, партии, прессу и активно отстаи­вающий собственные классовые интересы.

Все отчетливей главная линия идеологического противо­стояния начинает проходить не между адептами старого, фео­дально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя. Теперь тем и другим противостоят приверженцы социа­листических преобразований. Это, однако, не значит, что в по­литико-правовых взглядах тех, кто так или иначе выступал за сохранение Status Quo, Имело место полное единство, напротив, разброс политико-правовых представлений в их среде был весь­ма велик — от либерально-демократических до элитистских, авторитарных и т. п. Столь же неоднородной являлась мировоз­зренческая основа таких представлений.

XIX в. унаследовал от XVIII в. понятие поступательного движения человечества. Идея прогресса, т. е. мысль о законо­мерном переходе от низших форм цивилизации к более высо­ким и совершенным ее формам, присутствовала и давала себя знать в общетеоретических позициях многих тогдашних иссле­дователей государства и права. Век Просвещения передал также своему преемнику идею рационального устройства мира, убеж­дение в могуществе человеческого разума, способного постичь тайны природного и социального бытия. Конечно, не каждый теоретик государства и права выступал (в интересующий нас сейчас период) под знаменем рационализма, был преисполнен познавательного оптимизма и проч. Но во всяком случае несо­мненно, что в XIX в. рационалистические установки в целом весьма основательно вошли в ткань обществоведения.

Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX в. был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствовавших прежде спекулятивных философских систем решить проблемы, выдвинутые бурным развитием производительных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальни­ки и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т. п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно по­строить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание.

Во второй половине XIX в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры — дисципли­ны физико-математического цикла — уступали свое место био­логии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привле­кательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать раз­личные социальные объекты не по модели машины, стабильно­го механического агрегата, но как целостные динамичные, из­меняющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функ­циями.

Панорама интеллектуальной жизни второй половины XIX в. будет неполной без упоминания таких явлений, как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религи­озно-философских и религиозно-политических доктрин, обос­нование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы и т. д., эти явления заметно усилились в послед­ние десятилетия XIX в.

Не все представления о государстве, власти, праве, которые составили западноевропейское политико-юридическое знание XIX в., сохранили свою теоретическую и практическую значи­мость за пределами этого столетия. Однако их немалая часть была востребована XX в. и оказывает заметное влияние на раз­витие современной науки о государстве и праве.