3. Юридическое неогегельянство

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Основные аспекты неогегельянской интерпретации полити­ко-правовой теории Гегеля в первой половине XX в. дали глав­ным образом Немецкие неогегельянцы. Зародившись в начале XX в. в условиях агрессивных установок вильгельмовской Гер­мании, немецкое юридическое неогегельянство теоретически обосновывало «идеи 1914 г.», а после краха кайзеровской Гер­мании критиковало буржуазно-демократические принципы и институты Веймарской республики и выступало за авторитар­ную власть. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеров­ский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри - и внешнеполитическим целям свою интерпретацию (а нередко - фальсификацию) ряда консервативных идей гегелевской фило­софии права. «Характерно, - отмечал неогегельянец К. Ларенц, - что неогегельянство свое начало берет как раз от фило­софии права».

«Назад, к немецким мыслителям о государстве!» - призывал в 1920 г. О. Шпанн, Надеясь, что они (прежде всего имелся в виду Гегель) освободят немцев Веймарской республики от «це­пей индивидуалистического понимания» государства. С этих позиций Э. Гирш, Ссылаясь на гегелевскую концепцию государ­ства, писал: «Мы находимся к государству во внутренних отно­шениях, как маленькая индивидуальность к близкому материн­ски большому; государство является единством жизни и убеж­дений, духовной родиной и предпосылкой всей жизни каждого отдельного».

Популярную в эти годы тему о воспитании немецкого наро­да в духе гегелевских идей о государстве развивал Г. Гизе, Кото­рый в подобной обработке граждан видел важнейшую задачу «ренессанса Гегеля». Эту тему развивал и Г. Геллер. «Нет, ка­жется, - писал он, - видимых мостов от народа поэтов и мыс­лителей к народу «крови и меча». И все же такой мост есть! Да, национальная идеология государства силы есть собственное ди­тя идеалистической философии, и никто другой, как Гегель, отец этой идеологии».

Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Юлиус Биндер (1870-1939). У него

были многочисленные ученики и последователи не только в Германии, но также в Голландии и скандинавских странах. Начав как неокантианский историк римского права, он уже в 20-е гг. (в 1925 г. вышла его работа «Философия права») от Канта переходит к Гегелю. В работе «Государственный резон и нравственность» (1929) он с позиций неогегельянства обосно­вывал политическую и нравственную оправданность агрессив­ной войны. Его призывы к юристам понимать подлинное право как «дух», «живое развитие духа», «цепь членов духовного орга­низма, проистекающих из целого» были направлены против ре­жима буржуазной законности и правопорядка.

Приход Гитлера к власти и установление нацистского режи­ма Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им типа государства. «Должно быть показано, - подчеркивал он в 1934 г. в работе «Немецкое народное государство», - что это государство, которым мы обязаны политической изобретатель­ности Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства - государства идеи, - но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть». В другой работе («Идеализм как основа философии государства») Биндер утвер­ждал, что гитлеровский «третий рейх» - это «не монстр, не го­лая сила над стадом несвободных людей», так как, «несмотря на свой авторитет, благодаря которому он притязает на тоталитет жизни своих граждан, «третий рейх» соответствует понятию государства и в качестве вообще государства является не несво­бодой и принуждением, а действительной свободой».

Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его уче­ник Карл Ларенц. Задачу философии права в условиях фашист­ского режима он видел в «постижении разумности данного, т. е. действительного, эмпирического права». Свои представле­ния о «расовом праве», «народной правовой мысли» и т. п. Ла­ренц развивал в таких работах, как «Философия права и госу­дарства современности» (1931), «Немецкое правовое обновле­ние и философия права» (1934), «О предмете и методе народной правовой мысли» (1938), «К логике конкретного понятия» (1940). Ведущая идея этих работ - неогегельянская трактовка учения о «народном духе» в качестве философской основы нацистски ориентированной немецкой правовой науки, воспевание «нравственности» и «народности» нацистского за­конодательства, отрицание принципа равенства всех перед за­коном и внедрение расовых представлений в сферу права. Так, вопрос о правоспособности того или иного субъекта трактовал­ся Ларенцом в зависимости от того, расовый он «друг» или «враг». С педантичной пунктуальностью повторяя нацистские циркуляры о степени «чистоты расы и крови», Он Конструиро­вал иерархию правоспособностей, на вершине которой стоит «гражданин рейха», далее следуют «становящийся гражданин рейха», «государственно чуждый» иностранец и, наконец, внизу пирамиды - бесправный «расовый враг».

«В идее рейха, - писал Ларенц, - противоположность меж­ду народом и государством снята и как противоположность уничтожена, так как здесь народ - как идущая к историческому самоосуществлению общность крови и судьбы - стал «поли­тичным», а государство, - понимаемое не только как «аппа­рат», но и как жизненная форма этой общности, - стало «на­родным». С целью обоснования подобной интерпретации геге­левской философии права в духе национал-социалистической идеологии Ларенц писал: «Впервые только наша современность в состоянии правильно понять и оценить подлинное и глубокое стремление Гегеля - истинно всеохватывающую общность на­рода, «нравственную тотальность», - тогда как этого не смогло понять все XIX столетие, введшее себя в заблуждение фальши­вым образом Гегеля».

Неогегельянскую линию на приспособление Гегеля к нацист­скому тоталитаризму развивал и Теодор Гаеринг. В работе «Уче­ние Гегеля о государстве и праве. Его развитие и значение для современности» он подчеркивал близость гегелевского учения к современности, особенно в вопросе о «тотальном государстве». Причем подлинным выразителем этой тотальности является, по Гаерингу, фюрер, который так же нужен для борьбы против анархизма и разрушения государства, как больному организму нужен врач. Другой неогегельянец, В. Шмидт, Апеллируя к ге­гелевским положениям об эпохе германской нации, обосновал «европейский порядок как систему руководства под упорядочи­вающей властью рейха».

Усилия итальянского неогегельянца Д. Джентиле Были на­правлены на оправдание идеологии и практики фашизма. Геге­левские идеи о государстве как нравственной целостности он использовал для апологии фашистского режима в качестве выс­шего выражения нравственности и свободы. С крайне антиин­дивидуалистических позиций Джентиле обосновывал всевла­стие тоталитарного режима и отвергал все частные сферы жиз­ни индивидов.

Среди Голландских неогегельянцев Проблемами философии права занимался в 30-е гг. Б. Телдерс. Со ссылкой на Гегеля он оправдывал внешнюю агрессию и отвергал положения между­народного права, ограничивающие «самовластие государства».

После краха национал-социализма и фашизма юридическое неогегельянство прекратило свое существование. Важными на­правлениями послевоенного гегелеведения (в том числе и по­литико-правового профиля) стали очищение творческого на­следия Гегеля от неогегельянских фальсификаций, преодоление крайностей в подходах к гегелевской философии права, объек­тивная оценка ее места и роли в истории политико-правовой мысли.

< Попередня   Наступна >