4. Интегративная юриспруденция

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Рост и дифференциация современного научного знания в его позитивистском варианте, по сути дела, не имеет пределов, и поэтому каждая научная отрасль стремится противопоставить этой тенденции свое устремление к объединению, синтезирова­нию и новому упорядочению разрозненных по тем или иным причинам фрагментов знаний. Каждая крупная отрасль совре­менного права испытывает и дробление, и синтезирование предмета регулирования, и точно такая же ситуация наблюдает­ся в современных отраслях правоведения общего назначения — юснатурализме, юридическом позитивизме и социологической юриспруденции.

Продолжающаяся идейная конфронтация и новые размеже­вания между позитивистским и естественно-правовым анали­зом сопровождается сегодня, как и в прошлые исторические эпохи, некоторыми взаимными уступками и нередкими попыт­ками в той или иной форме сблизить несходные методологиче­ские позиции и установки. Подобные попытки были предприняты и в рамках синтезирующего (интегративного) правоведе­ния (Виноградов, Ященко, Холл).

На рубеже XIX-XX вв. социологическая философско-нравственная критика позитивистского догматического правоведе­ния нашла разрешение на абстрактном, чисто теоретическом уровне в стремлении выработать синтетическую теорию права (Ященко, Виноградов и др.). Еще в работах Б. Н. Чичерина было показано, что История, догма и политика права Суть три одинаково необходимых направления в правоведении и государствоведении. Новое подтверждение этому было сделано в фундаментальном труде А. С. Ященко (1877-1934) «Теория фе­дерализма. Опыт синтетической теории государства» (1912), где наряду с оригинальной трактовкой конфедеративных и федера­тивных политических союзов с их Полиархическим И Дуалисти­Ческим Началами проведена мысль о том, что Синтетическая Природа юридических (и политических) явлений особенно яр­ко выступает именно в федеральных политических организа­циях. Давние споры о том, кого считать суверенной властью в федерации - центральную власть или федериро

вавшиеся шта­ты, - выглядят не вполне корректно, поскольку суверенитет следует считать атрибутом совместной властной деятельности федерации и штатов, той деятельности, которая предстает в виде некой «синтетической неразрывности». Существо федера­лизма Ященко усматривал в некотором «равновесии федераль­ной и местной властей, при котором федерированные части сохраняют особое, своеобразное самостоятельное участие в правительственной организации общефедерального суверени­тета».

Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный элемент социального бытия, писал профессор права Оксфордского университета Павел Гав­Рилович Виноградов (1854-1925), что в этом своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, ска­жем, устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он называл синте­тическим, противопоставляя его и обособляя от аналитическо­го метода Дж. Остина и его последователей. Опасности анали­тического метода связаны с тем, что абстрактные понятия и термины часто воспринимаются юристами-аналитиками таким образом, как будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет существо всей юриспруденции.

В конечном счете создается особый «мир понятий», в котором происходят постоянные обновления, критика, защита и разру­шение абстрактных конструкций. В свое время Р. Иеринг вы­смеял эти «понятийные райские кущи». Ранние позитивисты в лице О. Конта и Г. Спенсера прокламировали приход социоло­гической науки, которой предстоит завершить круг естествен­ных наук и увенчать собой усилия человеческого познания. Со­временные же мыслители, по мнению Виноградова, не столь оптимистичны и выставляют множество оговорок и ограниче­ний.

«Мы хорошо знаем, - писал Виноградов, - в какой степе­ни наше поведение и характер подвержены иррациональным порывам, нашим пристрастиям и предубеждениям, нашим при­вычкам и институтам, неосознанным и подсознательным эле­ментам нашей натуры. В качестве индивидов мы склонны к то­му, чтобы обратиться за пояснением к биологам и психологам. Противоположность биологии и психологии в изучении соци­альной жизни образуют политика и синтетическая юриспру­денция» (Обычай и право. Осло, 1925). Правила поведения в обществе являются результатом поведения самого общества, и нет необходимости чрезмерно завышать социальное воздейст­вие понятийных и логических конструкций. «Ни жизнь семьи, ни жизнь профессиональной гильдии, а равным образом - церкви, нации, государства не зависит всецело или главным об­разом от совершенства их логико-понятийных отображений».

По замыслу американского философа права Джерома Холла, автора термина «интегративная юриспруденция», Естественно-правовая традиция может быть обновлена сегодня за счет ее со­четания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. Ценности должны при этом рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как «защищенные ценностные суждения».

Традиционная естественно-правовая теория мало интересо­валась разработкой основных, юридических понятий, которые на самом деле должны составлять исходную базу всякой юри­дической теории. Этот раздел наилучшим образом разработан, по мнению Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой роли ценностного начала в правоведении интегративную юриспруденцию можно назвать также правовой аксиологией. Ценности в праве - это то, что в норме права, подобно настав­нику, «формирует психические состояния и внешнее поведение». Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его оценке, определения права как этической в своем суще­стве категории, данные в свое время Платоном и Аристотелем (Исследования по юриспруденции и криминальной теории. Нью-Йорк, 1958).

В литературе последних лет появились констатации того, что западная традиция «закона и порядка» переживает в на­стоящее время кризис, вызванный, с одной стороны, тем об­стоятельством, что глобальной проблемой становится сегодня не проблема отдельного региона, как это было до самого не­давнего времени, а весь мир, и потому Запад становится всего лишь его составной частью. Другую сторону этой кризисной для Запада ситуации составляет кризис западной традиции правосознания (традиции законности и порядка в западном смысле).

Сегодня сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени воспринимается с позиций политического или нравственного прагматизма. В этой обстановке взаимное согласование и взаимное дополнение догматической, естест­венно-правовой и исторической юриспруденции под именем интегративнои (общей, синтезированной) Юриспруденции Стало бы известным завершением замыслов и идей правоведов ухо­дящего XX столетия (Ященко, Виноградов, Кистяковский, Со­рокин, Холл, Берман). В этом плане заслуживает внимания опыт создания подобных синтетических конструкций в других областях современного обществоведения, в частности конст­рукции синтетической философии Г. Спенсера или интеграль­ного гуманизма Ж. Маритэна, не говоря уже об аналогичных построениях их ближайших и отдаленных предшественни­ков - создателей универсальных типологий политика (Платон) и политических форм (Аристотель) либо создателей конструк­ции философии права (Гегель) и социологии как положитель­ной философии (Конт).

< Попередня   Наступна >