3. Политико-правовое учение Ибн Халдуна

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Классическая мусульманско-правовая политическая мысль рассматривала халифат как особую модель организации госу­дарства. На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения халифа со структурой иных государств к XIV в. она смогла разработать Классификацию форм правления, Которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого Ибн Халдуна (1332-1406).

Отличительной особенностью учения Ибн Халдуна о госу­дарстве и политике, изложенного им в знаменитом трактате «Мукаддима» («Введение»), является соединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа. Прежде всего, он ставил задачу выявить «естественные законы» становления, развития и паде­ния государства, которое рассматривал в качестве показателя, формы, критерия и проявления «цивилизации». Другая харак­терная черта его теории состояла в том, что ученый изучал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство уже тогда, когда правители в своей политике далеко отошли от принципов мусульманского права. На этой основе он смог про­следить историческую эволюцию халифата и разработать ори­гинальную классификацию форм правления.

По учению Ибн Халдуна, любое общество в силу природы самого человека нуждается в «сдерживающем начале», призван­ном противостоять «естественному» стремлению людей к агрес­сии и взаимному истреблению. Такая принудительная власть и отличает государство от простого «предводительства» племенем и является показателем уровня Цивилизации, Достигнутого тем или иным народом. Государство подавляет членов общества, сплачивает племена в единое целое и осуществляет принуди­тельную власть как по отношению к своим подданным, так и во внешней сфере. «Внутренняя» сторона этой власти заключа­ется во всевластии правителя, способного силой управлять под­данными, реализовывать законы, обеспечивать порядок внутри государства, собирать налоги и формировать армию. Вовне вер­ховная власть государства проявляется в ее не

подчинении ка­кой-либо иной власти или принуждению.

Государственная политика, по Ибн Халдуну, не ограничива­ется одними правителями, а включает участие в ней всех под­данных. Поэтому и все изменения государства связаны не просто с изменениями положения главы государства, но всего общества в целом. Само государство имеет определенные вре­менные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит Пять этапов развития: Возникновение новой принудительной власти взамен прежней; сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сподвижни­ками, помогавшими ему прийти к власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность; переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции; упадок и гибель государства.

Ибн Халдун не только рассматривал вопрос об этапах разви­тия государства в теоретической плоскости, но и попытался применить свою теорию к анализу исторической эволюции ха­лифата, его превращения в монархию. Основной причиной та­кого превращения он считал кризис социальных условий суще­ствования общины, когда в качестве начала, объединяющего му­сульман, «веру заменил меч». В результате если вначале халифат был лишен признаков монархии, то постепенно форма правле­ния мусульманского государства стала сочетать в себе черты ха­лифата и монархии и в конце концов превратилась в монархию в полном смысле. По мнению Ибн Халдуна, мусульманское госу­дарство в своем развитии прошло Четыре этапа: Полный («чис­тый») халифат «праведных» халифов; постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата, когда «вера» была постепенно заменена «силой» при сохранении — это особенно важно подчеркнуть — всех основных целей и функций халифа (т. е. речь идет об изменении методов достижения целей, ради которых халифат был создан), а «консультации» и договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам правления (от Муавии до начала халифата Аббасидов); превра­щение государства по сути в монархию при сохранении за ним лишь названия «халифат» (халифат Аббасидов); распад единого мусульманского государства и завоевание арабов другими наро­дами, когда государство даже официально перестало именовать­ся халифатом и глава государства перестал быть муджтахидом.

Ибн Халдун выделял Три разновидности форм правления — «естественную» монархию, «политическую» монархию и хали­фат. Сущностью первой из них, по его мнению, является управление подданными исходя лишь из корыстных личных побуждений правителя, его субъективных оценок и прихотей.

Иначе говоря, «естественная» монархия - деспотический ре­жим личной власти, не связанный какими-либо, кроме субъек­тивных, интересами. В отличие от данной формы, для «полити­ческой» монархии характерно такое правление, которое осно­вывается на рациональных, «разумных» критериях, проведение политики защиты «земных» интересов и противодействия всему тому, что наносит «вред» подданным. Ибн Халдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он подчеркивал ее позитивные аспекты (осуществление «рациональной» справедливости), с другой - критиковал за то, что политика правителей при дан­ной форме не связана религиозными ценностями. Что же каса­ется халифата, то здесь этот недостаток устранен, поскольку власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и одновременно направлена на защиту веры и вершение земных дел. Иными словами, «законом» халифата яв­ляются не субъективные желания правителя или чисто «рацио­нальные» принципы, а принципы священного мусульманского права, в которых - и только в них - идеальным образом учи­тываются все без исключения интересы подданных, даже такие, которые не могут быть поняты рационально. Естественно, Ибн Халдун отдает предпочтение халифату, сочетающему в своей форме как религиозные, так и земные ценности.

Если суверенитет монархии, по мысли Ибн Халдуна, заклю­чен в принудительной силе, пусть и «разумной», то суверенитет халифата - в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх - «чужой» для подданных правитель, ибо он правит, опираясь исключительно на принудительную власть, а халиф - «свой» глава государства, опирающийся в сво­ей политике на всеобщее убеждение в справедливости шариата.

Политическая теория Ибн Халдуна явилась той вершиной, достигнув которой мусульманско-правовая политическая тео­рия, по сути, остановилась в своем развитии. В период осман­ского господства трудно найти хотя бы одного мыслителя, кото­рый добавил что-либо к классической разработке проблем хали­фата и форм правления. Наука в целом оказалась в руках богословов и тех правоведов, которые были одной из опор офи­циальной власти. Поскольку османское государство продолжа­ло внешне придерживаться принципов мусульманского права, юристы признавали законность этой власти, призывали к пови­новению ей и в своих произведениях старались оправдать поли­тику правителей искусственными ссылками на нормы шариата.

< Попередня   Наступна >