3. Декабристы

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

«Дней Александровых прекрасное начало» (А. С. Пушкин) способствовало появлению оппозиционных организаций, объе­динившихся в общества: «Орден русских рыцарей» (1815), «Со­юз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общест­ва. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной мо­нархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель (1793-1826) родился в Москве в семье крупного сановника. Он получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окон­чил первым учеником Пажеский корпус. В 1812 г. стал участ­ником Отечественной войны, проявил недюжинную храбрость и был награжден золотым именным оружием. В 1821 г. был произведен в чин полковника, и перед ним открылась блестя­щая военная карьера. Но Пестель избрал другой жизненный путь. В целях преобразования общества и государства он всту­пает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших дей­ствий.

Результатом деятельности тайных обществ становится вос­стание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни.

По своим философским взглядам Пестель был материали­стом. В социальных взглядах он исходил из положения о есте­ственном равенстве всех людей и взаимном стремлении к об­щественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного раз­деления людей на повинующихся и повелевающих. Правитель­ство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и из­бирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому... народ имеет право требовать от правительства, что­бы оно непременно стремилось к общему и частному Благоден­ствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равно­весие утрачивается, то «государство входит в состояние насиль­ственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобно­го равновесия. «Цель Государственного устройства... возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на ос­нове законов.

Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естествен­ные и гражданские.

Духовные законы Известны из Священного Писания: они «связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной».

Естественные законы Вытекают из требований природы и нужд естественных, и они «глубоко запечатлены в наших серд­цах. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».

Государственные (гражданские) законы Представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей дости­жение общественного Благоденствия, и потому они должны из­даваться в полном соответствии с законами духовными и есте­ственными. Такое соответствие является непременным услови­ем их действительности.

Другим условием, определяющим содержание гоударственных законов, служит приоритет общественных интересов: вы­годы целого всегда превалируют над выгодами части. Граждан­ские законы составляются таким образом, чтобы интересы от­дельного индивида не противоречили интересам всего общест­ва в целом. Если действия правительства, равно как и действия отдельных лиц, «будут основываться только на подобных не­пременных законах, то пользование Благоденствием станет воз­можным для всех». Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью за­конов, а не личных прихотей правителей.

Пестель усматривал определенные различия в «коренных за­конах» отдельных стран и народов, но, в отличие от Ш. Мон­тескье, связывал эти различия не только с географической сре­дой и климатическими условиями, но преимущественно с теми социальными и политическими институтами и учреждениями, которые сложились в том или ином государстве.

Государственная организация в России не служит достиже­нию общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу уни­жение, ниспровержение законов и в конечном счете - гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения законов (естественных, духовных и положительных) «требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он со­ставляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью». В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действи­ях духовные, естественные и положительные законы.

Критика абсолютной монархии Как формы правления сопро­вождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием благоденствия государст­ва и его подданных.

«Русская правда» предлагает План социальных и политических Преобразований в России, А также совокупность средств по его реализации. Социальная программа Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Крепостное право он характеризовал как «постыдный» и «гнусный» порядок «обладания людьми, как собственностью своею».

Земля по естественному праву является достоянием всех лю­дей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля - главный источник «пропитания челове­чества». Но согласно современным положительным законам ус­тановлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объеди­нения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волост­ную (общественную) и частную. «Первая представляет собст­венность общественную, вторая - собственность частную». Во­лостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разде­ляется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае пере­селения какого-либо крестьянина в другие места земля посту­пает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волост­ного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо Пестелем «свя­щенным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природ­ного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Право частной собственности рассматривается Пестелем как фундамент будущего развития России, и оно должно зиждиться на самых твердых «положительных и неприкосновенных осно­вах».

Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на ка­зенных землях, а затем разрабатывается постепенный и после­довательный план перехода всех земель в этот правовой режим. Политическим идеалом Пестеля является республика. «Я сделал­ся республиканцем и ни в чем не видел большего благоденст­вия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».

В организации верховной власти в государстве Пестель раз­личает Верховную законодательную власть и Управление (ис­полнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная - Державной думе, а надзор за их дея­тельностью - Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Воспринимая теорию разделения властей, Пестель вносит в нее некоторые коррективы, утверждая, что в его проекте «от­вергается правило равновесия властей, но принимается прави­ло определенности круга их действия». Таким образом, в тео­рию Дж. Локка о разделении властей вносится разработанный Ж. Ж. Руссо принцип разграничения их компетенции. Этим Пестель обосновал практическое требование ответственности всех облеченных властными полномочиями лиц за свою дея­тельность, вплоть до предания их суду.

Избирательным правом Пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находя­щихся в личном услужении.

Народное вече - однопалатный орган, избираемый сроком на пять лет с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече пред­ставляет собой «одно целое и на каморы не разделяется... вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (ос­новные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».

Исполнительная власть - Державная дума - состоит из пя­ти человек, избираемых сроком на пять лет; один из них сро­ком на один год избирается президентом. Державной думе при­надлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие мес­та состоят под ведомством и начальством Державной Думы».

Блюстительная власть - Верховный собор - состоит из 120 человек, именуемых боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнитель­ной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не рассматривает его по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Вер­ховным собором закон получает юридическую силу.

Собор имеет серьезные контрольные функции, так как на­значает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий так­же назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства». Таким образом, по мысли Песте­ля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чинов­ника любого уровня за злоупотребления.

Действия законодательной и исполнительной властей, а так­же государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Местные органы власти формируются также на демократи­ческих принципах. Пестель предусматривал создание системы поместных народных собраний: волостных, уездных и губерн­ских, образуемых на представительной основе и избираемых непосредственно населением каждой административно-терри­ториальной единицы. Народные собрания всех уровней заседа­ют сессионно и занимаются распорядительной деятельностью, а исполнительные функции вручаются выборным исполнитель­ным органам, отчитывающимся о своей работе перед соответ­ствующим народным собранием. К компетенции этих органов относится совокупность полномочий по осуществлению мест­ных хозяйственных, административных и финансовых функ­ций. Губернским народным собраниям вручалось еще и право избирать депутатов в Народное вече, Державную думу и Вер­ховный собор.

Таким образом, заключает Пестель, «никто не будет зловластно от участия в государственных делах исключен...».

Россия представлена в проекте Пестеля Унитарным государ­Ственным устройством С разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состо­ит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строятся по образцу цен­тральных.

Интересны соображения Пестеля об определении положе­ния различных народностей, населяющих территорию России. «Весь российский народ составляет одно сословие - граждан­ское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая свои различные назва­ния, составляют один народ русский».

Право на создание самостоятельной государственности он признавал только за Польшей, отказывая в нем всем остальным народам, населяющим Россию, поскольку это, по его мнению, могло бы привести к раздроблению России и к ее ослаблению. По этим соображениям мыслитель Возражал против федерации, Считая такое государственное устройство опасным и способ­ным в конечном счете привести к гибели России.

Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в це­лях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следу­ет составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид «Единородства, Единообразия и Единомыс­лия».

Столицу русского государства Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, Который он рассматривал как географиче­ский центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. «Все нынешние со­словия уничтожаются и сливаются в одно Сословие граждан­ское...» Всем гражданам предоставляются равные гражданские и политические права: все равны перед законом и судом, нико­му не будут дароваться никакие привилегии. Гибельный обы­чай даровать привилегии некоторым людям будет совершенно уничтожен. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способ­ности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех со­словиях». Статус гражданина в государстве определяется зако­нами. Все законы подразделяются на «заветные» и «все про­чие». Первые требуют всероссийского обсуждения, вторые принимаются в общем порядке, предусмотренном Конститу­цией.

Целью законодательства Пестель Считал обеспечение «корен­ных естественных свойств человеческой природы» и обществен­ного блага. Законы, соответствующие этой цели, он называл справедливыми. Вместе с тем «законы должны быть Существен­ны, Т. е. ответствовать в полной мере... коренным свойствам и истинной сущности предметов, для которых они издаются». «Законы должны быть Основательны, Т. е. сделаны не по прихо­тям или мгновенному влечению, но по надлежащему, беспри­страстному соображению всех польз...» Поэтому «весьма полезно при издании каждого закона» снабжать его предисловием, содержащим соображения, побудившие к его изданию. Текст законов должен быть прост и ясен и в их содержание включает­ся не более одного предмета, чтобы «каждый гражданин мог их легко понимать и свои поступки с ними без дальнейших затруд­нений соображать». От ясности изложения законов зависит и качество работы судей.

Автор «Русской правды» считал необходимым составить для России новый Свод законов - Государственное Уложение. В Этом издании предусматривались три части: Государственный Устав (законы, касающиеся образования правительства и обще­ственного состояния граждан); Государственный Наказ («пра­вила действий Правительства по всем отраслям и Степеням правления»); Государственный Судебник (правила, предусмат­ривающие «деяния и поступки Народа и Частных Лиц»).

Поскольку Государственный Судебник содержит законы Гражданские и Уголовные, то все они касаются не только част­ных лиц, но и «всех чиновников Правительства». По этому Су­дебнику все судьи государства «делают свои решения, произно­сят свои приговоры и соображают свои определения».

Преступление Пестель определяет как намеренное наруше­ние закона. Наказания предусмотрены «одинаковые для всех сословий и состояний...», они наступают неизбежно и «возмож­но скорее после преступления». Но законы должны быть мило­сердны, а «судьи непреклонны и справедливы». Жестокость в наказаниях скорее вредна, нежели полезна, ибо она «унижает народную нравственность».

В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснова­нию необходимости введения Общедемократических прав и сво­бод: Неприкосновенности личности, равноправия, свободы со­вести, слова, собраний и т. д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедлен­ной ликвидацией монархии и физическим уничтожением чле­нов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором. Такое временное правление учреж­дается сроком на десять-пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народ­ной памяти.

Временное правление должно было опубликовать «Русскую правду» в качестве наказа для деятельности революционного правительства, которому надлежит соединить в своих руках «все отрасли власти» в целях предотвращения внутренних раз­доров, а затем принять меры к ликвидации царской фамилии и объявить об отмене крепостного права, после чего приступить к дележу земли и подготовке страны к введению республикан­ского правления на основе конституции.

Проект организации и деятельности Временного правления во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, пред­ставленную последним Конвенту в знаменитой речи «О прин­ципах революционного правления» (1793). Как и у Робеспьера, в проекте Пестеля речь идет об установлении на длительный срок революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Со своими проектами конституции выступил глава Северно­го общества Никита Михайлович Муравьев (1795-1843). Он ро­дился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной земле­владельческой аристократии. Домашнее образование он полу­чил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Москов­ского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в дейст­вующую армию в 1812 г.

Политико-социальные взгляды Н. М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев увлекался отечественной ис­торией. Особенно серьезное влияние оказал на него историче­ский труд Н. М. Карамзина, хотя в их политических позициях обнаружились серьезные разногласия. Анализу политических взглядов Карамзина Муравьев посвятил специальное исследо­вание.

В 1816 г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьев становится членом нескольких оппозиционных организаций: масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и главой Северного общества. Арестован он в декабре 1825 г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.

Свою политическую и социальную программу Муравьев из­ложил в трех проектах конституции, последний из которых, на­зываемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является в некоторых вопросах более радикальным. В этом проекте Муравьев подробно остановился на проблемах судоустройства и судопроизводства. Свою Кон­ституцию он здесь называет Уставом.

Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.

Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С Позиций школы есте­ственного права и теории Договорного Происхождения государст­ва Он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных ис­полнителей. «Опыт всех народов доказал, что власть самодер­жавная равно гибельна для правителей и общества; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка», ибо невозможно согласиться с тем, «чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой». В настоящее время «все народы европейские достига­ют законов и свобод. Более всех их народ русский заслужива­ет и то и другое». «Русский народ - свободный и независи­мый - не может быть принадлежностью никакого лица и ни­какого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные поста­новления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь зако­ны, соответствующие неотчуждаемым правам человека... Вся­кие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».

Первым мероприятием в ряду преобразований, провозгла­шенных Муравьевым, была Отмена крепостного права. «Крепо­стное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным». В тюремном варианте проекта конституции предусмотрен и порядок ликвидации кре­постной зависимости: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия... и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успеш­ного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать зем­лю в потомственное владение». Никаким выкупом освобожде­ние крестьян в тюремном проекте Муравьева не сопровожда­лось.

Все сословия, равно как и разделение людей на 14 классов (имеется в виду Табель о рангах), отменяются и «заменяются названием гражданина Рускаго». Все жители России объявля­ются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожа­ются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18 и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, пере­движения и занятия любым делом и т. д. Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который «кажется ему выгодней­шим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Признать ту или иную книгу «вредной» можно не иначе как по суду.

Граждане имеют право «составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого ни позволения, ни утверждения: лишь бы действия оных не были противуказными». Всем гражданам предоставляется полная свобода со­вести.

Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече, к императору и правителям держав.

Формой правления, наилучшей именно для России, Муравьев считал Конституционную монархию, Основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля органов власти и управления в государстве.

Государственное устройство России - федеративное (союз­ное). Всю страну он предполагает поделить на 13 держав, 2"об­ласти и 368 уездов. В основание этого деления положены исто­рические, экономические и географические характеристики.

Законодательная власть В Российском государстве вручена Народному вече, составленному из двух палат: Верховной думы и палаты Народных представителей.

Избирательное право предоставляется всем гражданам муж­ского пола, достигшим 21-летнего возраста, имеющим посто­янное место жительства, здравие ума, личную независимость, являющимся исправными плательщиками налогов, неопоро­ченным перед лицом закона, состояние которых удовлетворяет установленному Уставом цензу. Нарушение избирательных прав граждан преследуется законом. «Всякий гражданин, кото­рый насилием или подкупом нарушает свободный выбор на­родных представителей, передается суду».

Палата представителей состоит из 450 членов, избирается сроком на два года гражданами держав. Наличие второй палаты обусловлено федеративным государственным устройством. Вер­ховная дума представлена тремя гражданами от каждой держа­вы, двумя от Московской области и одним - от Донской, из­бирается она сроком на шесть лет и каждые два года обновля­ется на 1/3 всего состава.

Государственные чиновники, а также лица, находящиеся на казенной службе, не могут быть избраны ни в одну из палат за­конодательного органа; в свою очередь, избранные члены На­родного вече не могут быть назначены «ни в какую граждан­скую должность».

Заседает Народное вече один раз в год. Каждая палата изби­рает своего председателя, законопроекты обсуждаются в каждой палате отдельно. В том случае, если проект «получает согласие обеих палат», то представляется императору и после его подпи­си приобретает силу закона. В случае отложения законопроекта императором он вновь обсуждается в палатах и, если после вто­ричного обсуждения получает 2/3 голосов, становится законом.

Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Законы принимаются и отвергаются простым большинством голосов, за исключением предания суду членов палат. В этом случае требуется 2/3 голосов всех депутатов.

Компетенция Народного веча довольно обширна: оно может издавать и отменять законы; объявлять амнистию; распускать правительственные собрания держав в случае, если они престу­пили пределы своей власти; решать вопросы о налогах, займах, пенсиях и т. п.; утверждать бюджет; покровительствовать нау­кам, объявлять наследника, утверждать правителей держав.

Заседания палат происходят при открытых дверях, и обе па­латы печатают журнал своих заседаний.

Император представлен как высший чиновник российского правительства. Он не может изменять и отменять законы, рав­но как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верхов­ным начальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников. Монарх имеет право созывать обе палаты и изменять время заседаний палат, но не более чем на два месяца. Но он не может «употреблять войска во внутренно­сти России, в случае возмущения, без согласия Народного ве­ча». При вступлении на престол он приносит присягу Народно­му вечу. Императорское звание наследственное, но при пресе­чении династии народ имеет право сам избрать себе другого монарха.

Вся деятельность императора контролируется представи­тельным органом. Даже поездку в другие страны он может со­вершать с согласия и под контролем Народного веча. Особы, составляющие семью государя, не пользуются никакими допол­нительными правами и привилегиями, они к тому же не могут избираться и назначаться на государственные должности. Цар­ское звание сохраняется по традиции, но женщины престол не наследуют. На содержание императора и его двора выделяется определенная сумма.

Законодательная власть в каждой державе называется прави­тельствующим собранием. Она состоит из двух палат: Палаты выборных и Державной Думы. Палата выборных избирается сроком на один год. Дума избирается теми же избирателями, но на четыре года, с ежегодным переизбранием 1 / 4 всего числа ее членов. Компетенция палат определена Конституцией России (Уставом), и в ней предусмотрены широкие полномочия по раз­решению хозяйственных, административных и финансовых дел.

Держава не является суверенной единицей и без согласия Народного вече не имеет права вступать в отношения с другими государствами, отправлять послов, заключать мир и объяв­лять войну, чеканить монету, раздавать титул дворянства, нала­гать подати на ввоз товаров.

Исполнительную власть В каждой державе осуществляют Державный правитель, его наместник и Совет, компетенция которых определена Конституцией.

Судебная (Судная) власть Отделена от административной и осуществляется довольно сложной системой судебных органов, включающей в себя уездные совестные суды, съезды совестных судов, областные суды и верховное судилище. В целом воззрения Муравьева по вопросам судоустройства и отправления правосу­дия носили либерально-демократический характер и были на­правлены на последовательное соблюдение требований закона.

Защищая неприкосновенность личности, Муравьев отмечал, что никто не может быть заключен в темницу, кроме случаев, специально определенных законом. При задержании лицо сле­дует уведомить о причинах этого в течение 24 часов. Чиновник, нарушивший данное правило, должен быть наказан.

Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, чем по закону, обнародованному до совершения преступления. «Вся­кая строгость, примененная к человеку при задержании, пре­вышающая предусмотренную законом, запрещается». «Домовой обыск», выемка бумаг и писем могут быть произведены только уполномоченными на то чиновниками и на основе соответст­вующих письменных документов. Нарушение этих правил вле­чет уголовную ответственность. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства. В подобном случае будут наказаны оба: нарушитель закона и лицо, подпи­савшее противозаконное повеление.

Муравьева глубоко возмущало содержание тюрем в России, поэтому он в своем проекте предусмотрел их полное реформи­рование. Все государственные темницы (подземелья и казема­ты) подлежат полному уничтожению. Подследственные обви­няемые, а также заключенные за легкие проступки и несовер­шеннолетние не должны содержаться в одних местах с подсудимыми, вина которых установлена. Тюремные начальни­ки за свое бесчеловечное обращение с заключенными должны нести строгую ответственность.

Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права должны, по его мысли, вводиться в дей­ствие немедленно после отмены старых порядков. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. «Весь план Песте­ля, - писал он, - был противен моему рассудку и образу мыс­лей». Муравьев называл его «варварским и противным нравст­венности». Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором усматривал опасность уста­новления революционной диктатуры. В плане Пестеля Муравь­ев находил не «учреждение правления в России на законах не­пременных», как писал о том сам Пестель, а, напротив, созда­ние условий, провоцирующих произвол и беззаконие.

Муравьев полагал, что в своих конституционных проектах он предложил решение сложных социальных, политических и юридических проблем, обеспечивающее гражданам России ус­тановление законности и правосудия, охрану свободы и непри­косновенности личности, а также ее экономическое благополу­чие и процветание.