Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // 1. Общая характеристика

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // 1. Общая характеристика

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Государственность в Древней Греции возникает в начале Г тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские посе­ления.

Переход от первобытно-общинного строя к раннеклассово­му обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом со­циальной дифференциации населения и усилением борьбы ме­жду различными слоями общества - родовой знатью и обни­щавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.

В этих условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая нахо­дит свое концентрированное выражение в борьбе за учрежде­ние одной из соответствующих форм правления - аристокра­тии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демокра­тии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).

В результате этой борьбы к VI-V вв. до н. э. в разных поли­сах более или менее прочно устанавливается и развивается со­ответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте и т. д. Нередко в тех или иных полисах (характерный пример - Сиракузы в V в. до н. э.) на более или менее длительное время устанавливалась тирания.

Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое ос­мысление в политических и правовых учениях Древней Греции.

В истории возникновения и развития древнегреческой по­литико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяют­ся три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н. э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация полити­ко-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно - знаменитых «семи мудрецов») и ф

ормируется фи­лософский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). Второй период (V - первая полови­на IV в. до н. э.) - это время расцвета древнегреческой фило­софской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выраже­ние в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Ари­стотеля. Третий период (вторая половина IV—II в. до н. э.) -период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода - фундаментальная цен­ность, главная цель усилий и основной предмет забот древне­греческой политической теории и практики. Это, конечно, бы­ла не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только сво­бодных людей, полноправных членов полисного коллектива, граждан полиса.

Политика и связанные с нею практические и духовные за­нятия выступают здесь как дело свободы и сфера усилий сво­бодных людей, а труд (и прежде всего труд физический) - как удел рабов. Вся производственно-трудовая сфера, как и сфера семьи, находится, по тогдашним представлениям, в принципе вне сферы свободы и, следовательно, вне политики как отно­шений свободы. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов как отношения господства и подчинения трактуются как неполитические отношения. С этим связано и традиционное противопоставление эллинской полисной (поли­тической) формы жизни деспотическому правлению у «варва­ров».

В процессе развития древнегреческой политической и право­вой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшему­ся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Де­мокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), ло­гико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зача­точным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

В эпоху эллинизма, в условиях потери древнегреческими полисами своей независимости и переоценки прежних ценно­стей, безусловная ценность нравственного целого, полиса и коллективной полисной (политической) жизни ставится под сомнение с позиций индивидуалистической этики, духовной свободы отдельного человека, его моральной автономии (эпи­куреизм, стоицизм).

< Попередня   Наступна >