Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ // 1. Предмет истории политических и правовых учений

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ // 1. Предмет истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Право, государство, законодательство, политика являются объектами исследования различных гуманитарных наук (юрис­пруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.). Причем каждая наука, в том числе и юридическая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отлича­ется своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридиче­ской науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновремен­но исторического и теоретического профилей. Эта ее особен­ность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дис­циплины исследуется и освещается специфический Предмет -история возникновения и развития теоретических знаний о го­сударстве, праве, политике и законодательстве, история поли­тических и правовых теорий, история теорий права и государ­ства.

Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и разви­вающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положе­ния и конструкции, в которых находит свое концентрирован­ное логико-понятийное выражение исторический процесс уг­лубления познания политических и правовых явлений.

Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политиче­ских и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положе­ния могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей совокупности политико-правового знания прошло­го и современности политические и правовые учения занимают особое место

. Как теоретически оформленные комплексы зна­ний они по своему гносеологическому уровню и характеру от­личаются от иных форм отражения политической и правовой действительности — таких, как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретиче­ского) сознания и познания хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеоло­гических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок соответствую­щих социально-политических (массовых и групповых) движе­ний и направлений в жизни государственно-организованного общества.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины по­литических и правовых учений обусловлено в конечном счете правовой (юридической) трактовкой политики, той внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответст­вующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специ­фических предметно-методологических позиций юридической науки в целом как единой науки о праве и государстве. Именно под этим углом зрения и следует понимать сочетание полити­ческих и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.

Этот взгляд на политику с точки зрения юридической нау­ки, юридический подход к истории политической мысли весь­ма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и тракту­ется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисципилинарному статусу) наука, история предшест­вующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно главным образом и по су­ществу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. Исто­рия такой политологически ориентированной мысли будет оп­ределенной политологической ретроспекцией (историей поли­тологии, историей политологических учений), за рамками предмета которой останется не только история правовых уче­ний, но и вообще правовое понимание (и понятие) государства и политики в целом.

Это обусловлено уже тем, что юридическая наука и полито­логия изучают различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказы­вается на предмете истории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследует политические явле­ния в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, их существо­вания в рамках определенного государственно установленного правопорядка.

Объемы понятий «политическое» и «государственное» не совпадают. Представление об их соотношении различно в раз­ные эпохи, у разных авторов и т. д. Так, древнегреческие авто­ры, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина Stato («го­сударство»), который вошел в научный оборот во времена Ма­киавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства совме­стной жизни в виде правовой формы организации общей (пуб­личной) власти свободных граждан.

В противоположность политике деспотия (т. е. деспотиче­ская форма правления) - это не доросшее до высот политики «варварское» правление с бесправием и рабством подданных. Аристотелевская характеристика человека как политического существа как раз и означает, что только в своей развитости (ум­ственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут ор­ганизовать свою совместную жизнь на политических началах (как в эллинским полисе), т. е. на основе права и общего для всех закона.

Такая правовая (и вместе с тем государственно-правовая) трактовка политических явлений и политической жизни была развита дальше — с позиций различения частного и публичного права — в древнеримской политико-правовой мысли. Показа­тельна в этом плане юридизированная характеристика Цицеро­ном республики как дела народа, как правовой формы общно­сти и жизни народа, как «общего правопорядка».

В Новое время существенно изменяется трактовка понятия «политика». Поучительно в этой связи сравнение позиций Ари­стотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политической науки, соответственно античности и Нового вре­мени. Освобождение политики от морали (а во многом — и от права) и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как прежде всего борьбы за власть и на по­нимание государства как суверенной организации власти, учре­ждение или овладение которой — главная цель всей политики и политической борьбы. Также и для многих последующих мыслителей (вплоть до современности) характерно представле­ние о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным». При этом «политическое» понимается и трактуется вне его правовых (и государственно-правовых) форм, определений и рамок.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напро­тив, можно сказать, что политические учения прошлого пред­ставлены в предмете данной дисциплины не как история госу-дарствоведения, а в виде соответствующих теоретических ис­следований проблем государства как особого политико-правового явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимо­связи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями раз­личных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее от­раслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблема­тика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории пра­вовой мысли нередко ставились и анализировались и на право­вом материале отраслевого характера. Именно в своем обще­правовом значении проблемы отраслевого профиля (например, о процессуально-правовых формах и процедурах, преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, формах и на­правлениях административной деятельности и т. д.) приобрета­ют существенное значение для характеристики правового и по­литического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в ис­торию политических и правовых учений внесли также предста­вители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (на­пример, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Ге­гель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающими­ся фигурами также и в истории политических и правовых уче­ний.

Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологиче­ских принципов и приемов исследования испытали и те мыс­лители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политике-правового или социально-полити­ческого профиля (например, древнегреческие софисты, древне­китайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Бо­ден, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн, С. Е. Десницкий, Б. Констан, И. Бентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б. Н. Чичерин, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев и др.).

В должной мере учитывая роль философии в развитии поли­тической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обу­словленное в конечном счете спецификой политических и пра­вовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного познания. Предметное своеобразие различ­ных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Пла­тона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории по­литических и правовых учений как юридической дисциплины освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте спе­цифического понятийно-правового аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно юридический смысл рассматриваемых концепций.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории по­литических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория госу­дарства и права, философия права, социология права и т. д.) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих исто­рию государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории полити­ко-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории госу­дарственно-правовых форм, учреждений, институтов — с дру­гой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как И Без соответствующих теоретических по­ложений и концепций невозможно научно осветить историче­ски развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими нау­ками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему пред­мету ориентированная на изучение истории политико-право­вых теорий, закономерностей исторического процесса возник­новения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке ис­торических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития со­временного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и взаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри са­мой этой дисциплины, отчетливо отражает то принципиальное обстоятельство, что предмет рассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой исто­ричности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.

< Попередня   Наступна >