Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений Глава 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ // 1. Общая характеристика

Глава 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ // 1. Общая характеристика

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Возрождение и Реформация — самые крупные и знамена­тельные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феода­лизма, они по своей социально-исторической сути представля­ли собой Антифеодальные, раннебуржуазные Явления, подрывав­шие устои старого средневекового мира. Разрыв с господство­вавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия — вот что составляло основное содержа­ние Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержа­ние видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксаль­ной религии, формирования антисхоластического типа мышле­ния, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиоз­ную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притяза­ний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапи-талистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных слу­чаях — отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сто­рону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу анти­феодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Ре­формация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонента­ми всего последующего поступательного развития цивилизо­ванного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридиче­ских ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию ан­тичности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и пе­реносились в современный феодальному Средневековью кон­текст, а главное — способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Ре­формации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, поли­тике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры ан­тичной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе ан­тичности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католи­цизмом политико-юридических порядков и доктрин феодаль­ного общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство-ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная ус­тановка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-фи­лософских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необхо­димости утверждения Самоценности личности, Признания Досто­инства и автономии всякого индивида, Обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому воз­можности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы соци­ально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба чело­века должна предопределяться не его знатностью, происхожде­нием, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородст­вом в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - Граж­данственность, Бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подво­диться представление о государстве с республиканским устрой­ством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликви­дации сословных привилегий и ограничений) и справедливо­сти. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, со­держание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародав­няя концепция общественного договора. С ее помощью объяс­нялись как причины возникновения государства, так и леги­тимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми органи­зующимися в государство людьми, обычно добрыми по при­роде.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформа­ции. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось пра­во человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения по­зволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было

Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического зна­чения политических и правовых идей Возрождения и Реформа­ции, необходимо пояснить, какое конкретно содержание под­разумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание фео­дально-средневековых экономических порядков, ПОЛИТИКО-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с по­зиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпа­дение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных со­циальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуа­тации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вооб­ще отсутствие) тех специфических экономических, политиче­ских, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и вели­чие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия Общечеловеческих Социокультурных ценностей и благоприятствования им.