Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. // 1. Общая характеристика

Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. // 1. Общая характеристика

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства фео­дально-монархической Испании (вторая половина XVI - нача­ло XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена бур­жуазная республика.

Политическая жизнь молодой буржуазной республики, ок­руженной европейскими феодальными монархиями (вплоть до победы буржуазной революции в Англии во второй половине XVII в.), протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий - республиканской (буржуазно-патри­цианской ориентации) и оранжистской (приверженцев правле­ния Оранского дома, представители которого по наследству за­нимали должность штатгальтера - главы государства).

В религиозной жизни господствующие позиции занимал кальвинизм, сыгравший существенную идеологическую роль в объединении сил и освобождении страны от гнета Испании - оплота тогдашнего католицизма. После победы официальная кальвинистская церковь, пользовавшаяся влиянием не только среди знати, но и у широких масс народа, в тесном союзе с оранжистами выступала против республиканской партии, осо­бенно против ее курса на свободу мысли и духовного творчест­ва, на веротерпимость по отношению к приверженцам различ­ных вероисповеданий и многочисленных религиозных сект.

Борьба против теологии, религиозной догматики и духовно­го диктата церкви, разработка новых рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессив­ной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи.

А. Л. Ордин-Нащокин первым в русской политической мысли Разработал протекционистские идеи, Имевшие широкое распространение в странах Западной Европы.

Внешнеполитические взгляды Ордина-Нащокина ориенти­рованы на установление Мирных добрососедских отношений С окружающими странами, из которых он особенно выделял сла­вянские государства, настаивая на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России.

Он полагал, что такой союз будет содействовать разви­тию славянских стран, а также поможет им сплотиться, опира­ясь на помощь России в случаях, требующих совместной обо­роны от врагов.

Будучи искусным и удачливым дипломатом, сумевшим за­ключить для России ряд выгодных соглашений, Ордин-Нащо­кин придавал большое значение деятельности дипломатиче­ской службы, считая, что «от многих кровавых ратей посоль­скими трудами Господь Бог успокоит». Беспокоился он и о правовой защите мирного населения во время войны.

Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной полити­ко-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Барух Спиноза.

Для подхода Гроция и Спинозы к вопросам политики, госу­дарства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договор­ного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации, по существу, новых бур­жуазных политико-правовых концепций. Существенным аспек­том разработки ими теоретических основ светского «юридиче­ского мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, челове­ке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Гроция и Спинозы как прогрессивных раннебуржуазных мыслителей, при всех различиях, которые имеются между их воззрениями.

Политико-правовые учения Гроция "и Спинозы, каждое по-своему отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии и вместе с тем не ограничиваясь этим, име­ли несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той пере­ходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспек­тиву прогрессивного развития и совершенствования социаль­ных и политико-правовых форм человеческой жизни.

< Попередня   Наступна >