13. С. А. Муромцев

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910)- выдающийся пра­вовед и государственный деятель в пореформенной России. Его учение о праве развивалось в русле социологического подхода к праву, истолкования права как действующего правопорядка и оправдания свободы судейского правотворчества, способного, но его оценке, содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. «Нечего опасаться произво­ла со стороны судей... Высокий уровень образования, правиль­ное движение по службе (т. е. соблюдение при назначении из­вестной, законом установленной последовательности в должно­стях), избрание кандидатов на судейские должности самою судейской корпорацию, развитый контроль гласности при дей­ствительной независимости и несменяемости членов этой кор­порации гарантирует и справедливость, и солидарность судей данной страны». Закон, обычай, наука («право юристов»), обще­ственные воззрения на справедливость и нравственность – все это, отмечал Муромцев, суть авторитеты, которые «неминуемо руководят судьею, но которым он не подчиняется пассивно. Указания различных авторитетов постоянно расходятся, и судье приходится делать выбор между ними» (Суд и закон в граждан­ском праве, 1880).

Защита правотворческой функции с приведенной аргумен­тацией носит характер преимущественно социально-правовой, социологический. Но существует также аргументация этиче­ская, философская, поскольку суд облечен доверием «постоян­но и постепенно проводить в жизнь справедливость». В отли­чие от социологического и этического обсуждения проблем взаимоотношений между судьей и законом, отмечал Муромцев, формальная догматическая теория права, олицетворяющая ти­пичную профессиональную узкодогматическую и техницист­скую позицию, проводит между судом и законом резкую грань и особую иерархическую соподчиненность - «закон творит, суд осуществляет волю законодателя».

Новизна социологического подхода Муромцева к правопониманию состояла в том, что в его концепции «вместо совокуп­ности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представ­ляются как некоторый атрибут порядка» (Определение и основ­ное разделение права, 1879). Эта новая позиция в российском правоведении способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял право с велением носителя верховной власти в государстве (короля, царя, парла­мента) и тем самым содействовал более глубокому пониманию специфики права, его сущности и роли.

Еще одной характерной особенностью творческой манеры выдающегося правоведа была многосторонность и основатель­ность его юридико-социологических обобщений. Он сближал предметы, казалось бы, самые разнородные, и в области сухой и частной, которую образует, к примеру, гражданское право, он находил источник для мысли с общим значением, сближая ци­вилистику и с обществоведением, и государствоведением. Ему принадлежит также фундаментальный труд о соотношении пра­ва и справедливости, что дает основание причислить его одно­временно и к социологам, и к философам права. Обсуждая об­ласть взаимоотношений права и политики, он склонялся к мысли о настоятельной необходимости для юриспруденции осуществлять самостоятельное руководительство правовой жизнью и с этой целью проводить переработку старых авторитет­ных конструкций и положений в духе современных требований. В годы преподавания в Московском университете Муромцев зарекомендовал себя сторонником умеренно-либеральных кон­ституционных преобразований (Земский собор, более прочное обеспечение прав личности). В 1881 г. во время студенческих волнений он получил отставку, работал в адвокатуре, в после­дующем был избран председателем I Государственной думы. На его могилу студенты возложили венок с надписью: «Первому русскому гражданину — от будущих граждан».