6. Я. П. Козельский

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Известным просветителем второй половины XVIII в. был Я. П. Козельский, обладавший энциклопедическими знаниями. Основным его трудом были «Философические произведения» (1768).

Яков Павлович Козельский (1728-1794) происходил из среды служилого казачества Полтавского полка Киевской губернии. Он окончил Киевскую академию и Петербургскую академическую гимназию, в которой среди его учителей был и М. В. Ломоносов. В 1757 г. Козельский поступил в военно-инженерный корпус, по окончании которого был определен учителем в артиллерийскую школу, а затем перешел на службу в Сенат.

Козельский принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии - «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его деятельности русское общество познакомилось с трудами ряда французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались преди­словиями и обширными комментариями.

В своих рассуждениях на социальные и политические темы Козельский подчеркивал необходимость соединения процесса просвещения с рядом социальных мероприятий, в числе кото­рых он называл введение всеобщей обязательности труда и соз­дание таких экономических условий, при которых одна часть народа не смогла бы угнетать другую.

Я. П. Козельский в своих рассуждениях придерживался Кон­цепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага. В том случае, если правители не соблюдают условий договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение, поскольку угнетенные могут бороться со своими угнетателями по естественному праву.

Рассматривая различные формы правления, он отдает пред­почтение республике, в которой видит «общую пользу... для всех человеческих добродетелей и законодательства». Однако и с про­свещенной абсолютной монархией

он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Плато­ну, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управ­лять».

Я. П. Козельский мечтал об обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных, а все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки. Частная собственность не ли­квидируется, но существенно ограничивается таким образом, чтобы ее обладателями смогли стать все члены общества.

В правопонимании Я. П. Козельского представляет интерес четко проводимое им различие права и закона. Он полагал, что право должна изучать такая наука, как юриспруденция, а зако­ны — легиспруденция. Право он Классифицирует на четыре ви­да: Божественное, натуральное (естественное), всемирное (меж­дународное) и гражданское (государственное).

Все издаваемые государством законы должны соответство­вать этим видам права. В случае, если «законы не будут на них основаны, то они не могут быть справедливы». С помощью рассуждений, противопоставляющих закон праву, Козельский открывал теоретическую возможность критиковать современное ему законодательство с его жестокими санкциями как не соответствующее естественному праву. Именно в нравственной характеристике закона Козельский усматривал его «правость».

В вопросах, касающихся определения внешнеполитического курса государства, Козельский придерживался традиционного для русской политической мысли осуждения захватнических войн и считал, что войны приносят всем народам и странам бедствия, страдания и «повреждения». «Никто не имеет права подвергать землю опустошению, а народы истреблению». Ар­мия в государстве нужна только для «отражения несправедли­вого нападения».

Козельский отстаивал равноправие всех народов, населяю­щих землю, и, подобно И. Канту, мечтал видеть их в будущем живущими в единой структуре, которая стала бы формой орга­низации для всего человечества. «Хорошо бы, — писал он, — разных народов, подверженных одной власти, приводить под одни законы не только силой, а превосходной пользою и доб­ротой законов и при уравнении законов уравнять права и пре­имущества народов».

Таким образом, Я. П. Козельский нарисовал проект уравни­тельной утопии, обеспечивающей всем людям право на сущест­вование. Ограничение собственности он считал возможным до­биться «изгнанием» роскоши и установлением умеренности «в обладаниях», путем введения запретительных законов. Кре­постное право необходимо отменить как можно скорее и пре­доставить всем гражданам равные права независимо от сослов­ной принадлежности.

Реализацию своего идеала Козельский ставил в зависимость от распространения просвещения и наличия «доброй воли» у монарха.

< Попередня   Наступна >