8. Платон

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Платон (427—347 до н. э.) — один из величайших мыслите­лей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407-399 до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного фило­софа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и осно­вал здесь знаменитую Академию, Которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. н. э.).

Воззрения Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, назы­ваемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критом» и др.), в целом доминируют взгляды, метод и под­ход Сократа - рационализм; поиски общих понятий, обни­мающих собой многообразие эмпирических явлений; углуб­ленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона - «Законы».

Смысл платоновского Учения об идеях Состоит в том, что «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явле­ния - не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

Мир явлений для Платона не абсолютно отделен и изоли­рован от мира идей, поскольку первый при всей своей мнимо­сти и несамостоятельности все же представляет собой некую искаженную копию и слабую тень второго. Мир идей - вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.

Истинное познание -

это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» - философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом.

Идеальное государство Трактуется Платоном (в диалоге «Го­сударство») как реализация идей и максимально возможное во­площение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедли­вое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государ­ством и отдельной человеческой душой. По самой идее спра­ведливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нис­колько не отличается от справедливого государства, но, напро­тив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - пра­вителей, воинов и производителей (ремесленников и земле­дельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало зани­малось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персони­фицируют эту способность) подобает господствовать; яростно­му началу (т. е. воинам) - быть вооруженной защитой, под­чиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богат­ства».

Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает поло­жение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хо­тя все они - братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто - способен править, примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится се­ребряное потомство, а от серебра - золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Придуманный Пла­тоном миф кончается предостережением, что государство по­гибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общ­ности, равенства и коллективизма. «Прежде всего, - подчеркивал Платон, - никто не должен обладать никакой частной соб­ственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стра­жи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Решающее значение для идеального государственного уст­ройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает го­сударство.

Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, однако в принципе они являются свободными, а не рабами.

Платон - против крайностей богатства и бедности, за уме­ренность, средний достаток. Весьма проницательно он подме­чает политическое значение имущественного расслоения обще­ства. Главное социально-экономическое отличие проектируе­мого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство «представляет собою множество государств... Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей; и в каждом из них опять-таки множество го­сударств, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому».

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Платон разделяет естественно-правовое положение Сократа, сформировавшееся в споре с софистами, о том, что законное и справедливое - одно и то же, поскольку в их осно­ве лежит божественное (у Платона, кроме того, идеальное) на­чало.

Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» - два взаимосвязанных аспекта еди­ного идеального проекта.

Идеальное государство как правление лучших и благород­ных - аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько пра­вителей, тогда это будет аристократия.

Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на зем­ле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления. Понимая изменения и смену различных общественно-государ­ственных форм как круговращение внутри определенного цик­ла, Платон говорит о соответствии Пяти видов государственного Устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Идеальному (аристократическому) государственному уст­ройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Осве­щая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную дина­мическую картину политической жизни и смены ее форм.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственно­го устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, «главный источник частных и общест­венных бед». Особенно ненавистны ему войны между элли­нами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит - в результате скопления значительного богатства у частных лиц - к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не уча­ствуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алч­ных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государ­стве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй прият­ный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма госу­дарства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращает­ся в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «став­ленник народа». Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге «Политик». Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, представляющие собой «подражания истине вещей, начертан­ные по мере сил сведущими людьми».

Кроме Образцового государства, Правитель которого руковод­ствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще Три вида правления (монархия, власть немногих и власть большин­ства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсут­ствия законности делится надвое: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, де­мократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Таким образом, принцип законности получает свое призна­ние в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная.

Воспроизводя свои обычные нападки против олигархии, де­мократии и тирании, Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия сре­ди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие без­законны, то демократический вид оказывается наилучшим.

В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государ­ственный строй.

Основное отличие второго государства от первого, изобра­женного в «Государстве», состоит в следующем. 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью госу­дарства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.

В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золо­том или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.

В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, кото­рые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей.

Одной из предпосылок платоновской конструкции второго по достоинству государства является допущение, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов».

Выступая за потребительское равенство, Платон подчерки­вал, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для ра­бов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести раз­деление так, чтобы все части были вполне равны и в отноше­нии качества».

Быт второго государства, как и первого, пронизан стремле­нием повсюду насаждать единомыслие и коллективистские на­чала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей.

Политическими правами обладают только граждане. Граж­дане равноправны, но сам Принцип равенства Трактуется Плато­ном аристократически — в виде требования «геометрического», а не простого «арифметического» равенства. «Ибо для нерав­ных, — отмечает Платон, — равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера».

Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, из­бираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правите­лей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде все­го, «стражи законов».

Значительной властью обладает выборный Совет из 360 чле­нов (по 90 человек от каждого класса). Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязы­ваются (под страхом наказания) лишь граждане первого и вто­рого классов. Для граждан третьего и четвертого классов посе­щение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должност­ных и ц.

Все кандидаты на должности проходят докимасию - свое­образную проверку правомерности их претензий.

Кроме перечисленных высших органов государства Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган - особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и пре­старелых стражей, которым вручается судьба государства.

Платон в «Законах» различает Два вида государственного уст­Ройства: Один - где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. Речь при этом идет о Справед­Ливых законах - «определениях разума», установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограни­ченной группы, захватившей власть. «Мы признаем, - пишет Платон, - что там, где законы установлены в интересах не­скольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справед­ливостью, носит вотще это имя».

Платон рекомендует законодателю придерживаться умерен­ности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с дру­гой - свободу управляемых. Учету подлежат также география местности, климат, почва и т. п. «И невозможно, - подчерки­вал Платон, - устанавливать законы вразрез с местными усло­виями». Большое значение он придает разработке и изучению Науки о законах: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые скру­пулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи.

Во имя незыблемости законов Платон объявляет войну вся­кого рода новшествам, идущим от поэтов, произвольных изме­нений в детских играх, сношений с другими государствами.

На страже законов стоит Правосудие. Всякое государство, за­мечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не яв­ляется в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной структурой. Каждый прави­тель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства. Платон выступает за активность суда, считая безгласного судью плохим отправителем правосудия. Предусматривается защита по делам.

Существенное значение Платон придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внуше­ния ему представлений о божественности и незыблемости учре­ждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д. Комплекс философско-мифологических воз­зрений, которые должны быть внушены населению, предстает, по существу, в виде общеобязательной государственной рели­гии, нацеленной на достижение единомыслия граждан и упро­чение социально-политического строя и законопорядка проек­тируемого государства.

< Попередня   Наступна >