7. Сократ

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 до н. э.) - одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Уже при жизни он был при­знан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринял ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Отвергая нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм ряда софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занимался поисками рациональ­ного, логически-понятийного обоснования объективного ха­рактера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий и дефиниций. Тем самым за­кладывались начала собственно теоретического исследования в названной области.

Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное пра­во, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим по­нятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулиро­вать именно эту разумную природу нравственных, политиче­ских и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного.

Сократ был принципиальным сторонником законности. По­ложение Сократа о совпадении законного и справедливого и восхваление законности имели в виду скорее разумное, жела­тельное состояние дел, нежели реально существовавшее. Пра­вильные представления о законном и справедливом, добродете­лях и благе можно составить лишь на основе знаний, а подлин­ное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государ­ственно-правовую практику (и не только демократическую, но также олигархическую, тираническую, аристократическую) Со­крат критикует как ошибочные отступления от истинных (т. е. своих теоретико-понятийных) представлений.

Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практичес

ки существовавшим в его времена политиче­ским порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипа­тий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демокра­тии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять «уста­новления предков», то по крайней мере следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демо­кратического правления.

Править должны знающие — таково, по существу, требова­ние, которое по смыслу сократовского учения относится ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможа­ми, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править».

Подобный политический идеал правления знающих крити­чески расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию.

В плане практической политики сократовский идеал озна­чал правление знающих, т. е. обоснование принципа компе­тентного правления, а в плане теоретическом — попытку вы­явить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущ­ность государства.

Последовательно придерживаясь своих представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ не­однократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые, естественно, стреми­лись пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популяр­ную критику. Но ему все же пришлось испить свою чашу яда.

В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демо­кратии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвине­ние в безбожии, нарушении отечественных законов и развра­щении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался ве­рен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от под­готовленного его друзьями побега из тюрьмы.

Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю фило­софской и политической мысли.

Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая фило-' софия Платона и политическая наука Аристотеля.

< Попередня   Наступна >