12. Полибий

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Полибий (210-123 до н. э.) - видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода.

Воззрения Полибия отражены в его знаменитом труде «Ис­тория в сорока книгах». В центре исследования Полибия -Путь Рима к господству над всем Средиземноморьем.

В своей попытке целостного охвата исторических явлений он опирается на то рационализированное стоиками представле­ние о «судьбе», согласно которому она оказывается всеобщим мировым законом и разумом.

В контексте «всеобщей истории» Полибия «судьба» предста­ет как историческая судьба, как синоним Внутренних закономер­ностей единого исторического процесса.

При всем том Полибий не свободен от традиционных цик­лических представлений о развитии социально-политических явлений, что отчетливо проявляется при характеристике им смены государственных форм как их кругооборота в рамках оп­ределенного замкнутого цикла событий. В этом отношении взгляды Полибия находятся под заметным влиянием идей Пла­тона и Аристотеля.

В целом для Полибия характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий (со ссылкой на Плато­на и некоторых других своих предшественников) изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону приро­ды». Всего имеется, согласно Полибию, Шесть основных форм Государства, Которые в порядке их естественного возникнове­ния и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, оли­гархия, демократия, охлократия.

Истоки человеческого общежития он видит в том, что при­сущая всем живым существам - как животным, так и людям - слабость естественно «побуждает их собираться в однородную толпу». И здесь, согласно непререкаемому порядку самой при­роды, владыкою и вождем толпы становится тот

, кто превосхо­дит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой.

С течением времени первоначальный вождь-самодержец не­заметно и естественно превращается, по схеме Полибия, в царя в той мере, в какой «царство рассудка сменяет собою господ­ство отваги и силы».

Постепенно Царская власть Стала наследственной. Цари из­менили прежний образ жизни с ее простотой и заботой о под­данных, стали сверх меры предаваться излишествам. Вследст­вие вызванных этим зависти, ненависти, недовольства и ярости подданных «царство превратилось в тиранию». Это состояние (и форму) государства Полибий характеризует как начало упад­ка власти. Тирания - время козней против властелинов. При­чем козни эти исходят от людей благородных и отважных, не желающих переносить произвол тирана. При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают Аристо­Кратию.

На первых порах аристократические правители руководству­ются во всех своих делах заботой об «общем б'лаге», но посте­пенно аристократия вырождается в Олигархию. Здесь царят зло­употребления властью, корыстолюбие, беззаконное стяжатель­ство, пьянство и обжорство.

Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению Демократии. При жизни первого поколения учредителей демократической формы правления в государстве вы­соко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, при­выкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вож­ди отважного честолюбца (демагога), а сама устраняется от государственных дел. Демократия вырождается в Охлократию. В Этом случае «государство украсит себя благороднейшим име­нем свободного народного правления, а на деле станет наихуд­шим из государств, охлократией».

С точки зрения Кругооборота государственных форм Охлокра­тия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгна­ния, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Круг смены государст­венных форм, таким образом, замыкается: конечный путь есте­ственного развития форм государства соединяется с исходным.

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой от­дельной Простой форме государства, Поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так, царству сопутствует тирания, а демократии - необузданное господство силы. Исходя из этого Полибий заключает, что «не­сомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименован­ных выше», т. е. царской власти, аристократии и демократии.

Главное преимущество такой Смешанной формы правления Полибий, испытавший в этом вопросе большое влияние соот­ветствующих идей Аристотеля, видит в обеспечении надлежа­щей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращенным формам правления.

Первым, кто уяснил это и организовал смешанное правле­ние, был, по мнению Полибия, лакедемонский законодатель Ликург.

Касаясь современного ему положения дел, Полибий отмеча­ет, что наилучшим устройством отличается римское государст­во. В этой связи он анализирует полномочия «трех властей» В римском государстве - власти консулов, сената и народа, вы­ражающих соответственно царское, аристократическое и демо­кратическое начала.

Важным обстоятельством, обеспечивающим прочность рим­ского государства, является, по Полибию, то, что «богобоязнь У римлян составляет основу государства». Конечно, замечает По-либий, если бы государство состояло из мудрецов, в этом не было бы нужды, но, имея дело с толпой, следует поддерживать в ней религиозность.

Полибий разделял естественно-правовые представления стои­ков. Обычаи и законы Характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он вос­хваляет «добрые обычаи и законы», которые «вносят благонра­вие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же во­дворяют кротость и справедливость». Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и зако­нами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Представления Полибия о «смешанной» форме правления широко использовались в различных проектах «наилучшего» государственного устройства, а в дальнейшем оказали влияние на разработку теории разделения властей.

Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую раз­работку проблем государства и права. Этим обусловлено их за­метное влияние на последующих авторов и их выдающееся ме­сто в истории политических и правовых учений.

< Попередня   Наступна >