7. Альтузий

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

На излете эпохи Возрождения и Реформации европейский резонанс получило сочинение «Политика, изложенная методи­чески и проиллюстрированная примерами сакральными и мир­скими» (1603). Оно вышло из-под пера крупнейшего немецкого политического мыслителя рубежа XVI-XVII вв. Иоганна Альтузия (1557-1638). Горячий приверженец кальвинизма и защит­ник реформатской церкви, Альтузий был не только кабинет­ным ученым. Ряд лет он избирался синдиком (градоначальни­ком) голландского города Эмдена. Знание о политике он черпал не из одних лишь книжных источников: многое приоб­реталось им также из анализа собственной практической дея­тельности на публично-властном поприще.

Разделяя теологические постулаты Реформации, Альтузий верил в то, что последнее слово в решении судеб Вселенной, судеб людей остается за праведным Богом, за божественным провидением. Но это не воспрепятствовало успешному осуще­ствлению немецким мыслителем (разумеется, успешному при­менительно к социально-историческим и духовно-культурным условиям Западной Европы начала XVII В.) попытки создать научную, рационально упорядоченную теорию политики и представить в логически систематизированном виде всю сферу права.

Свою концепцию политики Альтузий формулирует так: «Политика есть искусство, благодаря которому люди организу­ют, обустраивают и оберегают свое совместное существование. Отсюда ее название «Симбиотика» - искусство совместной жизни». Эта жизнь складывается и протекает по своим собст­венным, специфическим правилам. Поэтому изучать и прово­дить политику надлежит без привнесения в нее соображений философского (этического), теологического и юридического характера, без апелляции к добродетели, благочестию и праву.

С точки зрения Альтузия, исключительно политика (и ника­кая другая дисциплина) призвана заниматься проблематикой высшей власти в государстве - «публичном всеобщем союзе». Такая власть изначально присутствует в человеческом общежи­тии, разделяя людей на властвующих и подвластных.

Данное разделение неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы человека. В вопросе о распределении власти в обществе, о ее собственниках, носителях, пользователях Альтузий занимает совсем иную позицию, чем, например, его старший современ­ник Ж. Боден. Альтузий твердо убежден в том, что высшей вла­стью в государстве, суверенитетом обладает только и единст­венно Весь народ Страны. Высшая власть есть безраздельная собственность народа, «и никто никогда не может претендовать на нее в качестве отдельного лица». Тот же, кто стремится узур­пировать принадлежащий народу суверенитет, рискует стать са­мозванцем или даже тираном.

Отношение народа к тем, кто властвует в государстве, долж­но, по Альтузию, выстраиваться примерно так, как в кальвини­стской церкви строится отношение между паствой (мирянами) и пастырями (священнослужителями). Известно, что Ж. Каль­вин считал церковь одним целостным обществом всех верую­щих: руководители церкви, избираемые верующими, действуют лишь в силу и в пределах полученных от паствы полномочий. На подобный манер и правители в государстве по договору с народом получают от него ряд прерогатив. В конечном счете тот же народ дает полномочия отдельным лицам или коллегиям на отправление ими тех или иных публично-властных функ­ций.

Альтузий ясно сознавал, что и такая форма организации го­сударства не исключает вероятности злоупотреблений властью. Они превращаются в скверную реальность, когда управители переходят за границы им отведенного: во-первых, совершают то, что запрещено Богом; во-вторых, ищут от выполнения пре­доставленных им полномочий своей личной, собственной вы­годы, а не действуют ради достижения общего блага. Чтобы предотвращать и пресекать злоупотребления властью, Альтузий проектирует создание института Эфоров, Должностных лиц, не­посредственно избираемых народом и обязанных прежде всего охранять и защищать свободы и права народа. Допускается и отказ самих подданных от выполнения указаний управителей, если в этих указаниях наличествует безбожное и несправедли­вое начало. Принципиальное значение имеет следующее поло­жение автора «Политики...»: «Взаимное наблюдение, контроль, цензура между носителями высшей власти и эфорами, правите­лем и сословиями позволяют сохранять в государстве добрый порядок, предохраняют от опасности, ущерба, всяческого зла». Защита подобных идей дает основание видеть в Альтузии не только убежденного сторонника демократически-республикан­ского строя, но и одного из предтеч тех, кто позднее приступил к углубленной разработке концепции разделения властей.

Совместное существование людей, составляющих общест­венное целое, тем независимей от внешних факторов, тем оно внутренне прочней и упорядоченней, чем укорененней и эф­фективней в ней Ius Symbioticum (право симбиотики, т. е. совме­стной политической жизни людей). Это общее право живущих совместно людей регулирует, с одной стороны, управление об­щественной жизнью, а с другой - участие членов сообщества в обязательствах и в обладании общими благами.

Право неизменно было в центре внимания Альтузия, при этом его интерес вызывали по преимуществу проблемы уста­новления системы права, полного описания научных знаний о праве. Этому посвящен труд «Три книги науки о праве. Полное и всеобщее право, методически изложенное с параллельно рас­смотренным иудейским правом» (1617).

Построение системы права осуществлялось им с помощью того метода, который базировался на следующем принципе: сначала идет общее определение предмета, затем последова­тельный анализ все более и более частных его моментов. Про­изводится такой анализ посредством дихотомического (двойно­го) деления каждого исследуемого момента. Вся система права (и знания о нем) делится Альтузием на две части: общую и осо­бенную.

Общая часть (с учетом отмеченной дихотомии) включает в себя два следующих компонента. Во-первых, это жизненные отношения, которые служат фундаментом права; во-вторых, это юридический элемент (право в собственном смысле слова). Жизненные отношения складываются, согласно Альтузию, во­круг вещей и лиц. Юридический элемент суть право в объек­тивном смысле (совокупность норм) и отдельные права (субъ­ективное право).

Особенную часть, в свою очередь, образуют два других ком­понента: акты приобретения права и юридический процесс как таковой. Предложенную Альтузием научную систематику права выгодно отличает от предшествующих ей общих схем то об­стоятельство, что в нее публичное право включено наравне с частным правом как равнодостойное последнему, и притом оно обозревается по тем же рубрикам, что и само частное право, совместно с ним.

Системный подход, Примененный Альтузием к изучению пра­ва, сыграл определенную позитивную роль в истории юриспру­денции. Он ориентировал правоведов на познание внутренне структурированной целостности права как особого объекта и предмета исследования. В известной мере он способствовал вы­явлению многообразных внешних и внутренних связей права и сведению полученной информации о них в логически единую теоретическую систему.

< Попередня   Наступна >