5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI-XVII вв

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов вла­сти, государства и права приобретает в рамках такого общест­венного движения, каким явился социализм. Именно в XVI-XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно замет­ное место в умственной жизни европейского общества. К про­блематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить Строй, основанный на общности имуществ, покончив­ший с частной собственностью, С материальным неравенствог между людьми, с прежними тираническими формами правде" ния.

Внутри этого движения, выражавшего извечные устремле­ния общественных низов к социальной справедливости, скла­дывались и циркулировали весьма разные взгляды и представ­ления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым дол­жен создаваться и функционировать новый миропорядок. В од­них случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях - свобода, в треть­их - равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы поли­тико-юридических институтов, пригодной - с их точки зре­ния - для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

Наиболее видными писателями социалистического направ­ления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639). Т. Мор - автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный «Город Солнца» (1602, первая публи­кация - 1623).

Сочинения подобного профиля обычно начинаются с рез­кой к

ритики социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Страницы таких произве­дений пронизывает ненависть к общественному устройству, по­литико-юридическим установлениям, порожденным частной собственностью и оберегающим ее. В ней видят корень всех со­циальных зол. Ей ставятся в вину нищета масс, преступность, всяческие несправедливости и т. д. Мор утверждает в «Утопии», что, пока существует частная собственность, нет никаких шан­сов на выздоровление социального организма. Больше того: «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Выход у человечества один - «совершенное уничтожение частной соб­ственности».

Общество, согласно Мору, является результатом заговора богачей. Государство же - их простое орудие. Они его исполь­зуют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязывают­ся народу от имени государства.

В укор тогдашнему реальному обществу Мор рисует вообра­жаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от част­ной собственности и сопутствующих ей пороков и смогла вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жиз­нью. В Утопии нет частной собственности. Земля там - собст­венность общественная. Обществу принадлежит и вся произво­димая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремеслен­ная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится шесть часов. Особые должност­ные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Утопийцы живут не зная нужды; люди в Утопии пребывают в достатке. Однако достаток этот достигается весьма специфи­ческим образом. Во-первых, принудительным привлечением к труду почти всех мужчин и женщин. Во-вторых (что очень важ­но заметить), сокращением потребностей, связанным с крайней невзыскательностью утопийцев; жители Утопии довольст­вуются простой и грубой, притом одинаковой для всех, одеж­дой, неведомы им никакие излишества и роскошь.

Парадоксальным представляется наличие в Утопии институ­та рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть (и глав­ное - должны быть) рабы, к тому же еще обязанные носить кандалы. Для автора «Утопии» было немыслимо, чтобы радость бытия утопийцев омрачалась необходимостью выполнять раз­ные неприятные работы: забивать скот, вывозить нечистоты и т. п. Добровольцев на такие работы почти не находилось. От­сюда потребность в рабах, на плечи которых взваливался сей тяжкий непривлекательный труд. Рабами становились военно­пленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами. Рабство в Утопии не передается по наследству, сын раба - свободный человек. Да и сами рабы могли быть высвобождены из своего рабского состояния.

Господство общественной собственности, если верить Мору, исключает те преступления, коими изобилует мир, построен­ный на частной собственности. Именно она, полагал писатель, питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жад­ность, всемерное стремление во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм и проч. Преступность как таковая все же имеет место в Утопии, и борьба с ней есть, по убеждению Мо­ра, одна из главных забот государства.

Утопия - государственно-организованное общество. Прав­да, не совсем ясно показано Мором, какой является утопий-ская государственность: федеративной или унитарной. Зато вполне обозначена им структура публичной власти и порядок ее формирования. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо - филарха, 10 филархов - одного протофиларха. Филар-хи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, на­званных народом. Принцепс избирается пожизненно. Но он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к ти­рании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегод­но. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. К числу таких дел относятся ад­министрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение (с общественных складов) произведенной про­дукции.

Пользующаяся симпатией Мора форма правления едва ли может быть отнесена лишь к какой-то одной традиционной форме: демократической, олигархической либо монархической. Это скорее некое «смешанное правление», которому надлежало вобрать в себя позитивные черты упомянутых выше традицион­ных форм. Впрочем, неоднозначным в целом ряде отношений, «смешанным» выступает весь социальный проект, предложен­ный Мором.

В отличие от Мора Кампанелла в «Городе Солнца» прямо и открыто не занимается бичеванием неприемлемых для него социально-экономических и политико-юридических порядков. Их острая критика дается итальянским социалистом как бы «за кадром», в подтексте. На первый план он выставляет па­нораму жизнеустройства города-государства соляриев. Снача-л а - о системе публичной власти в нем. Она складывается из трех ветвей, создаваемых применительно к трем основным ви­дам деятельности и «заведующих» каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, нау­ка; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (от­раслями) власти руководят три правителя, именуемые соответ­ственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно под­чинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

Венчает управленческую пирамиду верховный правитель -Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талан­тами, опытом, умением. Он - глава как светской, так и духов­ной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту верховного правителя Метафизик пребывает отнюдь не пожизненно, а лишь до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах, в способностях управлять госу­дарством. Коль скоро такой человек появился, Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу. Метафизик осуществ­ляет верховную власть, опираясь на трех высших своих совет­ников, правителей: Мощь, Мудрость, Любовь. Они тоже обла­дают незаурядным умом, выдающимися организаторскими спо­собностями, высокими моральными достоинствами.

Эти четверо - единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения ко­торых между собой народ не оказывает влияния. Остальные на­чальники и должностные лица прежде чем попасть на тот или иной официальный пост проходят процедуру избрания.

В «Городе Солнца», где нет более частной собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должно­стными лицами - специалистами. Сообща произведенное рас­пределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, «они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует». Не только обеспечение каждого солярия тре­буемой долей материальных благ и попечение о его досуге, об­щении, здоровье входят в круг обязанностей должностных лиц «Города Солнца». Они также планомерно обучают и воспиты­вают членов общины, заботятся о состоянии их духа. Значи­тельную роль отводит им Кампанелла в заботе о продолжении рода соляриев. Государство вмешивается (конечно, в интересах общего блага) даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение.

Содержание «Города Солнца» отчетливо демонстрирует при­сутствие в ранних социалистических доктринах двух практиче­ски несовместимых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, при­званных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равноду­шием к созданию соответствующих организационных и право­вых условий для ее свободного всестороннего развития.

Вот один из самых разительных примеров указанного про­тиворечия. Солярии участвуют в политическом процессе, но участвуют скорее в качестве статистов, поскольку голос их не решающий, а в лучшем случае лишь совещательный. Вершат же, по существу, все дела в государстве правитель-первосвя­щенник (Метафизик) и помогающие ему три соправителя (Мощь, Любовь, Мудрость). Жизнь соляриев, взятая фактиче­ски во всех ее проявлениях, заранее скрупулезно расписана. Каждый мало-мальски значимый шаг граждан «Города Солнца» направляется и контролируется. Даже имена подбираются «не случайно, но определяются Метафизиком». Солярии удовлетворены своим бытием: никто из них не терпит, по мнению Кампанеллы, никакого недостатка ни в необходимом, ни в уте­хах. Они не ощущают - скажем от себя - сковывающего их духа однообразия. Этот дух царит над всем. У соляриев одина­ковое жилье, одежда и пища, одинаковые занятия, развлече­ния, строй мыслей, обыкновения и проч. Неповторимость каж­дого отдельного человека, его самостоятельность, инициатив­ность, наличие у него собственных своеобразных потребностей, стремлений в «Городе Солнца» особой ценности не имеют. До­минируют интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства. Не раз повторится потом в политических доктринах социали­стов такое оттирание на далекую периферию потребностей и интересов «частных лиц».

Типичная для политико-юридических воззрений социали­стов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном общест­ве, базирующемся на общности имущества, на принципах кол­лективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вооб­ще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражда­нина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для по­следующих поколений социалистов.

< Попередня   Наступна >