3. Политико-правовые идеи «Артхашастры»

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону свет­ских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV-III Вв. до н. э.), ав­тором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный со­ветник и министр Чандрагупты I.

Относя к наукам философию, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических дока­зательств исследует «в учении о трех Ведах - законное и не­законное, в учении о хозяйстве - пользу и вред, в учении о государственном управлении - верную и неверную поли­тику».

В «Артхашастре» наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что «закон основан на истине», явное пред­почтение все же отдается практической Пользе (артхе) и обу­словленным ею политическим мероприятиям и администра­тивно-властным установлениям. Хотя в «Артхашастре» царю и рекомендуется отдаться любви, «не нарушая закона и пользы», однако именно полезность выступает в трактате в качестве оп­ределяющей основы и ведущего принципа политических дейст­вий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и це­лям сохранения системы варн.

Выделение полезности в качестве самостоятельного начала политики означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства. Это дало определен­ные основания для встречающейся в литературе характеристи­ки автора трактата в качестве индийского Макиавелли.

< Попередня   Наступна >