3. Мо-цзы

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Основатель моизма Мо-цзы (479—400 до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обосно­ванием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.

В этих целях он по-новому трактовал традиционное понятие «воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Всеобщность, присущая небу, которое играет в моизме роль образца и модели для человече­ских взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких ка­банов, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы (лю­ди) почтительно служили небу. Разве это не есть выражение все­общности, которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?»

Следование небесному образцу Мо-цзы называл также «по­читанием мудрости как основы управления». Важным момен­том такого мудрого управления является умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Ссылаясь на примеры про­шлого, Мо-цзы подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воз­действия на людей.

В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы вы­двинул идею Договорного происхождения государства И управле­ния. В древности, говорил он, не было управления и наказа­ния, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса являет­ся отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба может создавать единый об­разец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Эта идея единой для всех справедливости и единой законо­дательной власти своим острием была направлена п

ротив про­извола местных властей и сановников, против «больших лю­дей - ванов, гунов», устанавливающих свои порядки, прибе­гающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему со­глашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости».

Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государст­вом. «Высказывания, - подчеркивает он, - должны приме­няться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной». С этих позиций Мо-цзы адресо­вал конфуцианцам следующий упрек: «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». Мо-цзы энергично выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В целом для его социального подхода к политико-правовым яв­лениям весьма характерно проницательное суждение о том, что «бедность - это корень беспорядков в управлении».

< Попередня   Наступна >