2. «Повесть временных лет» Нестора

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Одним из наиболее ранних памятников исторической и по­литической мысли является русская летопись. Дошедший до нас письменный летописный свод, называемый «Повестью вре­менных лет», датируется началом XII В. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

По времени «Слово о Законе и Благодати» предваряло «По­весть временных лет», и многие его идейно-политические мо­тивы получили в ней отражение и дальнейшее развитие.

Перед Нестором стояли две главные задачи: одна историче­ская - выяснение происхождения древнерусского государства («откуда есть пошла Русская земля»); другая - политико-пра­вовая - обоснование правомерности занятия великокняжеско­го стола правящей династией.

Кроме того, Нестор предпринял попытку доказать историче­скую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также определить роль и значение Руси среди других стран и народов, со многими из которых у русских были общие праславянские корни. Затронул Нестор и обычные для публи­цистики того времени политико-правовые темы: образ велико­го князя, форма организации власти, вершение правосудия. Принцип наказательной политики Нестор определял как соот­ветствие наказания преступлению: «пусть будет такое наказа­ние, каким окажется преступление».

Так же, как и Иларион, автор «Повести» привержен Советно-Му началу в организации верховной власти. Князь всегда решал все вопросы не единолично, а созывал дружину на совет и со­вещался с ней, был верен слову, не нарушал клятвы, соблюдал законы и обычаи. Владимир традиционно прославлен за кре­щение Руси, причем факту крещения предпослан рассказ о том, как разумно, осмотрительно и дальновидно Владимир вы­бирал религию для своего народа и как много благ получил от этого русский народ, ибо он был осенен Благодатью и познал Истину, содержащуюся в заповедях Иисуса Христа. За эти дей­ствия Нестор назвал Владимира «новым Константином велико­го Рима».

Автор «Повести временных лет», как и Иларион,

уделяет внимание Необходимости просвещения, Подробно описывая при­глашение в качестве учителей Мефодия и Константина (Ки­рилла) для того, чтобы обучить русский народ «начертанию букв». Братья составили словесную азбуку, чему были рады все наши люди, получившие возможность читать книги.

Однако главной темой в труде Нестора вот уже несколько веков считается его Версия происхождения государства, Которую он объединяет с установлением великокняжеского династиче­ского начала. Речь у Нестора идет о заключении особого рода неписаного договора (так называемого акта призвания), объединившего все местные племена под властью приглашенных трех братьев норманнов - Рюрика, Синеуса и Трувора. Такое объяснение разрешало сразу несколько важных политико-пра­вовых проблем. Оно утверждало Законность происхождения вла­Сти (не насилием, не обманом, не захватом, а добровольным призванием) и проводило идею братства князей, восходящих к единому династическому началу, что должно было исключить возможность междоусобиц.

В современной литературе существует множество споров о высказанной этим первым историком русской государственно­сти концепции «приглашения» варяжской династии. Согласно многим современным исследованиям, государственность воз­никла у славян гораздо ранее, чем это принято было считать. Нестор и сам не раз отмечет, что славяне «управлялись' своими родами», имели своих князей, власть которых передавалась по наследству, а также «свои обычаи и законы своих отцов и пре­дания, и каждый свой нрав». По всей видимости, имело место военное варяжское вторжение, преследующее цели грабежа и обложения данью, как это было и в странах Западной Европы. Но и там варяги собственных государств не образовали; они были малочисленны, и уровень их политического развития зна­чительно уступал уровню тех стран, в которые они вторгались, но там, где норманнам удавалось закрепиться, они основали свои династии. Видимо, этот факт и нашел свою интерпрета­цию в «Повести временных лет».

Для генезиса русской политико-правовой мысли является характерным наличие тенденции К определению законности всех Политических событий и институтов. «Приглашение-призвание» обосновывало законность властных полномочий правящей ди­настии, норманнское происхождение которой подтверждали тексты договоров Руси с греками и Русской Правды.

Примечательно, что летописец в качестве положительного фактора отмечает именно мирную политику славян. Даже варяг Игорь, правда, уже значительно ославянившийся, начал кня­жить в Киеве «мир имея ко всем странам». Нестор дает обоб­щенное осуждение всякого правителя или его приближенных, которые стремятся в своей политике не к миру, а к войне: «зол совет тех, кто толкает на кровопролитие». Нестор даже возлагал на свою страну (правящих князей) ответственность за судьбы пленных русских и считал необходимым их выкупать и содей­ствовать их возвращению на родину. В том же случае, если кто-либо из русских захочет служить иноземному царю, то «пусть будет исполнено их желание».

«Злодеи» (преступники), укрывавшиеся у греков или у рус­ских, независимо от национальной принадлежности должны быть «схвачены и насильно возвращены» в свои страны.

Анализ и изложение исторического материала, основанного на конкретных фактах, придает повествованию злободневность и вводит его в круг насущных социально-политических про­блем, а современная действительность получает в летописи ост­рые политические оценки.

Призыв к объединению в интересах сохранения целостности всей русской земли доводится до читателя посредством переда­чи обстановки княжеских съездов, на которых пламенно звучат речи о сохранении целостности и единства русской земли как самой главной заботе в деятельности великого князя киевского. В целом «Повесть временных лет» отличается широким поли­тическим кругозором ее автора, глубоким пониманием им госу­дарственных интересов страны и стремлением к утверждению законных форм установления и осуществления великокняже­ской власти.

Впоследствии «Повесть временных лет» войдет в летописа­ние, открывая обширные московские общерусские своды.

< Попередня   Наступна >