§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

От либеральных концепций государства и права сильно отли­чается политико-правовая теория основателя позитивизма ("поло­жительной философии") Огюста Конта.

Огюст Конт (1798—1857) родился и жил во Франции; он учил­ся в лицее, затем в Высшей политехнической школе. С 1818 по 1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Разрыв между ними про­изошел из-за тяги Сен-Симона к религиозным идеям, а Конта — к точным наукам.

Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику и ряд других наук. В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал свой "Курс позитивной философии" в шести томах. В 1851—1854 гг. издана его "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (четыре тома).

Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в странах Европы. В результате научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в., естествознание стало самостоятельной и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опираю­щейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, био­логии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией и их общего влияния на хозяйственную и общественную деятель­ность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал пози­тивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается не отвле­ченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, духе, материи, сознании и других "первопричинах", а только опы­том и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток пости­жения "первоначал бытия и сознания", поскольку их познание, писал Конт, принципиально недостижимо и практического значения не имеет. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и отношения. "Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позити­визма, — ...знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать".

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвиде

­ние будущего. Это утверждение он более всего относил к Социоло­гии (социальной физике) — созданной им науке об обществе.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссаль­ный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным пере­воротом. Его беспокоят экономические и политические кризисы, растущие противоречия бедности и богатства, столкновения между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сто­ронниками различных политических систем. Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоре­чием между военным (теологическим) и индустриальным (науч­ным) типами обществ, столкновением противоположных мировоз­зрений.

История человечества, — утверждал Конт, — процесс станов­ления и развития разума самого человека, истор>ия его самосозна­ния и знаний о мире.

Конт сформулировал закон трех стадий, которые человечество проходит в своем умственном развитии, в стремлении осмыслить окружающий мир.

Теологическая стадия Продолжалась до 1300 г. Способом по­стижения мира и приспособления к нему было одушевление внешнего мира; человечество знало мало фактов и объясняло их волей сверхъестественных существ — духов, гномов, богов, ангелов и т. п. Вера в духов и богов компенсировала недостаточность условий су­ществования человечества, ободряла его, насаждая представление о мире как об умопостигаемом пространстве, населенном существа­ми, похожими на людей, а иллюзия посмертного воздаяния помога­ла переносить тяготы земного бытия.

Метафизическая стадия Охватывает период от 1300 до 1800 г. Она включает Реформацию, Просвещение, Революцию — все, что вело к разложению и разрушению традиционных верований и по­рядков. Теологические идеи вытесняются отвлеченными понятия­ми, "мнимыми сущностями", выдуманными "первопричинами", якобы стоящими за тем, что мы воспринимаем в опыте. На самом деле, писал Конт, это фантазии, деградировавшая теология. К ним относят­ся, по Конту, "идеи" Платона, "формы" Аристотеля и схоластов, "субстанция" Спинозы, "вещь в себе" Канта, "абсолютный дух" Гегеля, "материя" материалистов и т. п.

На метафизической стадии возникают и получают широкое рас­пространение индивидуализм, либерализм и демократия. Излюблен­ным поприщем метафизиков и литераторов становятся обществен­ные и политические доктрины, преисполненные такими выдуман­ными, отвлеченными понятиями, как "общественный договор", "ес­тественные права" и т. п.

Метафизическая стадия имела чисто разрушительный харак­тер и помогла человечеству освободиться от многовековых фанта­зий теологического этапа. Распространение идей альтруизма, соци­альности, позитивной философии и особенно развитие промышлен­ности и науки, писал Конт, подготовило человечество к переходу в Позитивную Стадию, когда военный быт сменяется Промышлен­ным Бытом.

Для приведения в систему положительных знаний Конт рас­положил общие науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология; позже к этому перечню он добавил нрав­ственность.

Науке об обществе, или Социологии (термин введен Контом), он придает очень большое значение. Основной задачей своей филосо­фии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, замену "ретроградной аристократии" и "анархической республи­ки" Социократией.

Социология Конта делится на две части: социальную статику, изучающую строение общества, и социальную динамику, изучаю­щую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой формуле: "Порядок и прогресс".

В центре внимания Конта стоит общество как органическое це­лое; взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность, сотрудничество, взаимопомощь.

Социальная статика изучает организацию общества, основу ко­торого составляет семья; именно в семье человек учится жить для других, преодолевая природный эгоизм. Общество основано на объе­динении, сотрудничестве, кооперации; необходимым органом соци­альной кооперации является правительство, власть, осуществляю­щая моральные функции (объединение), экономическое управле­ние и политическую деятельность.

Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух влас­тей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей соответственно его "трем стадиям" развития человечества.

Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осу­ществляли военные вожди, а духовную — жрецы и прорицатели. В "теологической стадии" эти власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. Наилучшей организацией об­щества Конт считал разделение функций светской и духовной вла­сти так, как строились отношения между государством и католи­ческой церковью в Средние века. В "метафизико-легистской ста­дии" на светскую власть оказывают решающее влияние законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мысли­телям — метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Пе­реход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная поли­тика. "Политика, — писал Конт, — должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении".

Основным содержанием социальной динамики являются про­гресс как нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни (развитие промышленности и науки).

Прилагая эти мерки к современному ему обществу, Конт под­верг резкой критике господствовавшие индивидуализм, анархию и конкуренцию производства, безработицу, бедственное положение наемных рабочих, растущий антагонизм между пролетариатом и владельцами капиталов.

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта за­нимало как бы промежуточное положение между социализмом1 и буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям. В критике современного ему капитализма Конт развивал ряд идей, распространенных в социалистической литературе. Он критиковал неорганизованность и бессистемность производства, эгоизм господствовавших сословий. Немало у него и сочувственных слов о тяжелом положении пролетариев. Но комму­низм отвергался Контом по той причине, что "игнорирует есте­ственную организацию современной промышленности, откуда он хочет устранить необходимость руководителей".

Конт утверждал, что для промышленного быта необходимо де­ление общества на предпринимателей и наемных рабочих. "Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, — писал Конт, — однако естественно установив­шееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе".

В отличие от многих социалистов и коммунистов Конт предла­гал не разрушать современное ему общество, ликвидируя собствен­ность и экспроприируя капиталы, а "все координировать, ничего не нарушая. Это, — писал Конт, — составляет основную проблему современной цивилизации". Конт не был противником частной соб­ственности, утверждая, что она поддерживает стремление к произ­водству материальных благ и потому является общественной фун­кцией. "С точки зрения интересов народа неважно, в чьих руках обычно находятся капиталы, — считал Конт, — лишь бы их нор­мальное употребление было полезным массе населения".

Рассуждения о солидарности классов в промышленном обще­стве не были для Конта риторической фразой. Его тревожило, что "со времени ликвидации личной зависимости массы пролетариев все еще совсем не включены в общественную систему". Между тем именно на пролетариев Конт возлагал особые надежды в деле пе­рехода к социократии, ее развития и укрепления.

По разработанному Контом "Плану реорганизации социальной жизни" организацией промышленного общества должна стать со-циократия. Солидарность классов в социократии будет обеспечена согласным действием четырех сил ("власте-служений"). Женщины, по Конту, являются воплощением чувства, сосредоточением и олицет­ворением нравственности. Священники-позитивисты (см. далее) — средоточие ума; в их руках будут образование, воспитание, исправ­ление лиц, виновных в проступках и преступлениях (неисправимые будут отлучаться от общества). Концентрированная сила (богатство), носителем которой является "патрициат" (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы), обеспечивает последовательность развития, осуществляет дела финансовые и экономические, ведает развитием промышленности (под руководством трех главных бан­киров). Рассеянная сила (число) — пролетариат, который, по Конту, наиболее восприимчив к социальной науке, является материальной силой, призванной осуществить функцию социальных преобразо­ваний, т. е. переход к промышленному строю, а в социократии оста­нется регулирующей силой, поскольку, соединяясь, пролетариат развивает в обществе его лучшие инстинкты и его массовое дей­ствие удерживает общество от всяких крайностей и уклонений.

Согласие и совместное действие этих сил обеспечат порядок и прогресс в социократии, которая, как полагал Конт, не будет нуж­даться в судах, полиции, армии.

Конт считал, что в социократии отпадет надобность в делении на правителей и подданных, а также в праве и в правах личности, которые он называл пережитками теологического и метафизиче­ского периодов. Взгляды Конта на право и на права личности весь­ма своеобразны; он отвергает и то, и другое: "Слово "право" должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как сло­во "причина" из настоящей философской речи. Из этих двух теоло-гико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравствен­но и анархично, как другое (причина) иррационально и софистич-но". Право он считает авторитарно-теологическим понятием, осно­ванным на представлении о богоустановленности власти. В социо-кратии не должно быть ни права, ни прав личности: "В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг".

Конт считал, что свойственное либерализму понятие прав лич­ности противопоставляет носителя права другим людям, придает обществу атомарный характер, способствует замыканию людей в границах узкого эгоизма. Между тем промышленное общество ос­новано на взаимосвязи и взаимных обязанностях людей, групп, классов, каждый из которых выполняет определенную обществен­ную задачу (социальную функцию). Поэтому статус каждого члена общества определяется его местом в системе промышленного хозяй­ства. С тех же позиций, по Конту, социальной функцией является частная собственность, которая, будучи стимулом к труду, столь же необходима обществу, как промышленный, физический, умствен­ный, сельскохозяйственный труд.

Как выше отмечено, к разработанному им перечню наук Конт добавил после социологии "нравственность". Дело в том, что в соци-ократии порядок и прогресс должны поддерживаться, по замыслу Конта, нравственными методами, проповедью позитивистской рели­гии и деятельностью позитивистской церкви.

Идея особой социальной религии, из-за которой Конт когда-то разошелся с Сен-Симоном, а потом пренебрежительно отзывался о социалистической школе, сложилась у Конта в последний период его научной деятельности. Помимо стремления Конта обойтись в социократии без принуждения эта идея порождена еще и его глу­бокой убежденностью в научности собственной доктрины, уверен­ностью, свойственной сен-симонизму во всех его направлениях и разновидностях.

Поскольку позитивное мышление формируется в простых нау­ках ранее, чем в сложных, постольку, утверждал Конт, социология, возникшая позже других наук и являющаяся синтезом, итогом до­стижений мыслительной деятельности, формирует свои выводы как догмы, которые следует принимать на веру. Подобно тому, как нет свободы совести в математике или астрономии, ее не должно быть и в социологии, которая, писал Конт, может устанавливать сразу то, что есть, что будет и что должно быть. Это убеждение, а также стремление Конта обойтись в будущем промышленном обществе без насилия и принуждения, свойственных военному быту, стало причиной его обращения к идеям особенной, морально-социальной религии.

Конту принадлежит проект новой всемирной позитивной рели­гии, основанной на признании внешнего единства человечества и подчинения его мировому порядку. Предметом почитания позитив­ной религии является не Бог, а человечество; позитивная религия заменяет теологию (богословие) социологией (наука об обществе), а теократию — социократией. Жрецами позитивной религии должны стать ученые и артисты (сотрудничество разума и чувства). Контом составлен позитивистский календарь, где каждый месяц и неделя посвящены памяти великого человека, почитаемого как "позити­вистского святого"1.

Для завершения метафизической стадии и перехода к позитив­ной Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное правительство ("Западный позитивный комитет") из 30 ученых, представляющих разные страны и науки.

После соответствующей подготовки неимущие классы Парижа изберут диктаторов из пролетарской среды и облекут их высшей властью. Цель этой пролетарской диктатуры — перевоспитание всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество организуется в социократию. В конечном счете все человечество, создав около 500 социократий, объединится во Всемирную федера­цию со столицей в Париже. Тогда полностью осуществятся прин­цип, основание и цель общества — "любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель".

Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный про­мышленности пережиток "военного быта". Он критиковал колониа­лизм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета: "За­пад не должен покорять Африку и Азию". По мнению Конта, в результате морального возрождения человечества угнетенные на­роды займут достойное место во всемирном союзе социократий; тогда же окончательно исчезнут войны.

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Еще в последние годы жизни Конта его ученики разделились. Одни из них отвергали "позитив­ную религию", объявив ее создателя сумасшедшим (Конт, действи­тельно, временами страдал душевными недугами из-за переутом­ления и личных невзгод). Другие, наоборот, превозносили религи­озно-политическую идеологию позитивизма; они создали позитиви­стские церковные общины во Франции, Англии, Чили и в других странах. В Бразилии позитивизм был признан официальной рели­гией; позитивисты способствовали уничтожению рабства в этой стра­не (1888 г.), а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. На государственном флаге Бразилии обозначены сло­ва Конта: "Порядок и прогресс".

Затем преимущественное распространение и влияние получили философские идеи позитивизма.

Теоретические изыскания Огюста Конта оказали глубокое оп­ределяющее воздействие на развитие философии и методологии естественных и общественных наук. В свое время позитивизм повли­ял даже на искусство и литературу. Как всякая значительная док­трина, позитивизм сразу же обрел массу критиков.

Современники Конта и многие последующие ученые порицали его за противоречащее правилам филологии соединение разноязыч­ных (латинского и греческого) корней в придуманном им термине "социология". Никто, однако, не нашел более удачного названия для науки, изучающей общество. Немало было злорадств по пово­ду несостоятельности позитивистских пророчеств о конце эпохи войн вообще, войн в Западной Европе — в особенности; к сожале­нию, эти злорадства неотделимы от сетований о несбыточности про­ектов "Вечного мира" Канта, Руссо, Бентама и других гуманистов. Позитивная религия, как отмечено, порицалась еще при жизни ее основателя, а философское учение Конта упрекали за феномена­лизм, агностицизм, релятивизм, прагматизм, субъективный идеализм, метафизичность и т. п. В советской литературе преобладало противопоставление идей Конта о солидарности классов марксист­ским идеям о классовой борьбе, насильственном уничтожении ка­питализма и ликвидации буржуазии. Соответственно Конт харак­теризовался как реформист и солидарист, что было в то время отрицательной оценкой.

Конт, действительно, не был приверженцем революционного низ­вержения современного ему общества, считал частную собствен­ность общественно полезной, а деление промышленного класса на капиталистов и пролетариев — естественным и необходимым. Но Конт — сторонник глубоких общественных преобразований. Он сто­ронник общества, заменяющего социальный эгоизм альтруизмом, индивидуализм — социальностью, беспорядочность и анархию про­изводства — регулируемой экономикой, военный быт — промыш­ленным, войны и колониальную систему — содружеством равно­правных народов. Во всем этом его программа предвосхитила ос­новную и долговременную тенденцию социализации гражданского общества.

Конт был прав и в том, что без организаторов производства и централизующей роли банков становление и развитие промышлен­ного общества практически невозможны.

Однако в концепции Конта исчезли такие главные и определя­ющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и равенство граждан. В социократии равенство людей оказалось под­чиненным и вытесненным принципом иерархии их способностей, а свобода заменена понятием строго определенных, упорядоченных социальных функций. Отсюда проистекало отрицание Контом "ме­тафизического понятия естественных прав человека", понятия, в исторической действительности ставшего существенным завоеванием человечества Нового и Новейшего времени.

Конт надеялся, что научная политика даст возможность про­мышленному обществу обойтись без принудительных учреждений, традиционных для военного быта. С помощью социологии и пози­тивной религии Конт стремился изжить социальный хаос, порож­денный наслоением противоречивых способов мышления, идей не­совместимых философий. Однако история человечества доказыва­ет, что именно неупорядоченность, нестандартность, разнообразие способов мышления были и остаются основой интеллектуального развития, а тем самым и общественного прогресса. Убежденность в научности собственной теории побудила Конта к составлению пла­нов ускоренного навязывания этой теории всему обществу (если нет свободы совести в математике и астрономии, то почему она допускается в социологии?). Получилось так, что человечеству надо принудительно внушать идеи превосходства целого над частью, альтруизма и взаимопомощи, классовой солидарности и т. п. Поэтому порядок в социократии основан на духовном насилии и надзоре над всеми сторонами жизни, что придает ей явную казарменность.

Что касается намеченных Контом способов перехода к социо-кратии, то они достаточно фантастичны, а его суждения об особой роли пролетариев в осуществлении этого перехода, а также в буду­щем обществе мало отличались от модных в Париже тех лет идей о мессианском призвании пролетариата.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-право­вую программу, способную стать идейной основой широких массо­вых движений и политических партий. Влияние позитивизма све­лось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ко­валевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опо­ру континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

< Попередня   Наступна >