§ 5. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Признание христианства государственной религией не исклю­чало того, что между императорской властью и церковью време­нами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязан­ных исполнять императорские веления; порой императоры притя­зали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопро­сов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и ох­ране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в государственной власти обо­сновывались так называемыми Теократическими теориями.

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии хри­стианской церкви этого периода было учение гиппонского (Север­ная Африка) епископа Аврелия Августина (354—430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической — признан­ного святым и учителем церкви.

Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся цер­ковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на За­падную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестго­тами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в дру­гих частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долго­временное воздействие на политико-правовое учение церкви.

В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существуют два государства: "божий град" (церковь) и "град зем­ной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит опреде

ление государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — создание человеческое, его цель — временная, оно создано насили­ем, держится принуждением: "При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в мини­атюре".

Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государ­ства разные: есть два вида земных царств.

Одни — организации насилия и разбоя, они начинаются с бра­тоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетво­ряют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Дру­гие царства — это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.

Августин — один из первых церковников, призывавших насиль­ственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев".

Проблема уничтожения еретиков и принудительного креще­ния неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Наси­лие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет не­послушных детей, Бог страданиями учит людей, люди силой удер­живают того, кто падает в пропасть. В сочинении "Апология гоне­ний" Августин утверждал, что "лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага".

Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от един­ства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно "при­нуждать людей, а не учить".

"Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, од­нако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: прину-ди войти всех, кого найдете"1.

Во времена Августина большая часть населения Римской им­перии держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожи­ли и оппозиционные ей христианские секты еретиков. Поэтому Ав­густин призывал использовать принуждение для крещения языч­ников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить Господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям Господа?"

Оправдание государства, по Августину, — ив поддержании социального порядка: "Никак не следует о нем (Боге) думать, что­бы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов — "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства — прегрешение библейского Хама: "Грех — первая при­чина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которо­го нет неправды". Источник рабства отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат Божьим заповедям.

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бед­ному, бедного — чтобы испытать богатого". В произведениях Ав­густина христианское вероучение открыто приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обяза­ны Христу, который возмещает им убыток: если был у них невер­ный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина".

Характеризуя "христианское государство" как образец "зем­ного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласи­ем, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог". Практи­чески образцом этого идеала явилось рабовладельческое христиан­ское государство, управляемое при участии духовенства, насиль­ственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога".

Теократические идеи Августина в определенной мере осущест­вились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церк­ви и государства, переплетение их механизмов создали теократи­ческую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

< Попередня   Наступна >