§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама на государство и право

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных про­цессов, связанных с проходившей тогда промышленной революци­ей, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл анг­лийский правовед и моралист Джереми Бентам (1748—1832), один из крупнейших представителей философии утилитаризма.

Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обу­чения в Оксфордском университете он получил профессию адвока­та, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к исследованиям в области моральной философии и теоретической юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государствен­ном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при жиз­ни стал известен далеко за пределами Англии.

Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, мо­ральное содержание любых поступков, и в первую очередь действий правительства, определяется тем, насколько они согласуются с интересами других членов общества, т. е. способны приносить людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответству­ет рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная цен­ность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе.

Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как опытной науки, призванной указать человечеству путь к достиже­нию общественного блага. В качестве центрального постулата своей концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский юрист вслед за Гель

вецием, польза служит единственным критери­ем добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее сча­стье наибольшего числа людей".

В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философи­ей, представления о человеческих поступках. Согласно его учению каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свой­ства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей — стра­дания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им".

Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отда­вал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (пуб­личный) интерес представляет собой лишь совокупность последних. Между частными и общественными интересами могут возникать коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда спо­собны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков, соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым доб­родетельные поступки людей увеличивают сумму общественного счастья, а неправильные — уменьшают.

Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в том числе название теории пользы — "утилитаризм"1. Под этим именем учение о всеобщей пользе получило известность в последу­ющей философской и социально-политической литературе.

Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о максимизации общественного счастья для обоснования идеалов ли­берализма (ранее к подобного рода положениям обращались глав­ным образом представители демократического лагеря в просвети­тельстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а имен­но: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмеша­тельства государства в экономическую жизнь. Поскольку социаль­ное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц, доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему сча­стью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в боль­шей степени решение [индивида] будет соответствовать общему интересу", — отмечал Бентам.

Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое зна­чение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему прави­тельствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конку­ренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгод­ные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкурен­ция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества по более низкой цене".

В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся оп­ределения целей, задач и пределов деятельности государственной власти. Считая высшей целью государства достижение наибольше­го счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться вопло­тить какие-либо конкретные представления о счастье в обществен­ной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было, что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изме­няясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государствен­ной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель, вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу".

На тех же принципах была построена правовая концепция мыс­лителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охра­нительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пени­тенциарных учреждений.

Под правом Бентам понимал совокупность законов, установлен­ных суверенной государственной властью. С этих позиций он под­верг основательной критике учения о естественном праве и договор­ном происхождении государства — учения, занимавшие господст­вующее положение в политической идеологии стран Западной Ев­ропы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как один из наиболее решительных и непримиримых противников есте­ственно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали са­мые разные варианты названной доктрины, начиная с консерватив­ных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупней­шего английского правоведа того времени) и кончая идеологией ре­волюционных движений, получившей закрепление в таких конститу­ционных документах, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Как указывал Бентам, естественные права человека представ­ляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуж­даемых прав личности теоретики вкладывают различное содержа­ние, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государ­ственной власти, учение о естественном праве фактически призы­вает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом противозаконном смысле слово Право Является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того что­бы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматрива­ют их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпри­нятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии концепций юридического позитивизма (см. § 4).

Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа макси­мизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы предполагалось путем полного обновления и кодификации законо­дательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "ко­дификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты созда­ния всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться от устаревших, архаических институтов прецедентного права.

Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из того, что в составе права, действующего внутри государства, следу­ет выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституцион­ное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он обратился также к составлению кодекса международного права (это еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои пред­ложения по систематизации законодательства Бентам направил главам ряда государств, в том числе российскому императору Алек­сандру I.

В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последовате­лей, способствовавших распространению его идей. Философия ути­литаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основопо­ложника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля и другие направления социально-политической мысли.

< Попередня   Наступна >