§ 9. Теории естественного права

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Среди политико-правовых концепций XX в. особое место зани­мают учения о естественном праве Они продолжают традиции фи­лософского осмысления права и опираются на различные докт­рины, сложившиеся в современной западноевропейской и американ­ской философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

Подобно классическим учениям XVII—XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.

Современное понимание естественного права вместе с тем су­щественно отличается от предшествующих трактовок. По сравне­нию с эпохой антифеодальных революций коренным образом изме­нились прежде всего взгляды на человека как носителя естествен­ных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, фи­лософия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответствен­но включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право на­рода устанавливать конституцию государства). Новейшие естествен­но-правовые учения смыкаются с теориями социального государ­ства и плюралистической демократии.

С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокуп­ность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предпи­саний. Метафизичес

ким и априорным доктринам эпохи Просвеще­ния противопоставляют идеи "естественного права с изменяющимся содержанием" (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штам-млером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или на­рода. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруден­ции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрож­денным естественным правом", понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально-догматической юриспруденции. К настоящему времени этот термин вышел из употребления.

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквин-ского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины было дано в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" (1891 г.), в последующих энцикликах римских первосвященников1.

Виднейший представитель современного томизма — француз­ский философ и общественный деятельЖак Маритен (1882—1973). Известность пришла к нему в 30-е годы, когда он преподавал в США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на Американском континенте. В 1945— 1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории — "Ин­тегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон", "Человек и государство".

Концепция Маритена, как и концепция других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз­ной философии представлений о божественном происхождении го­сударства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленно­сти политики. Философ стремился выработать "интегральную" док­трину, открытую для гуманистических и демократических воззре­ний современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил разли­чие между первопричиной социальных институтов (усматривая та­ковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально проис­ходит от Бога", — писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из вариантов модернизации социальной тео­рии католицизма применительно к условиям высокоразвитого ин­дустриального общества.

Источником естественного закона, согласно концепции Мари-тена, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязан­ностей. Маритен определял естественный закон как установлен­ные Божественным разумом "универсальные нормы права и дол­га". Бог — первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопри­частности Божественному разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсо­лютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что веру­ющие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. В его сочинениях подчеркивалась также роль католиче­ской церкви как хранительницы естественного права.

Признавая существование вечного и неизменного закона, Ма-ритен считал, что естественное право раскрывается людям посте­пенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все вре­мена. "Декларация прав человека никогда не будет исчерпываю­щей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня созна­ния и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению филосо­фа, стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.

Маритен предложил собственную классификацию прав чело­века, разделив их на три вида.

Фундаментальные права Личности (человека как такового) вклю­чают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовно­го существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей.

Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от есте­ственного права и образуют его продолжение, ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соот­ветствия естественному праву.

К политическим правам Маритен относит: право народа ус­танавливать конституцию государства и определять форму прав­ления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед за­коном и судом. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демо­кратии, т. е. "по-христиански устроенного светского государства".

Наконец, Социальные права Человека (права трудящегося) ох­ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспече­ние в случае безработицы или болезни, по старости и т. п. Трудящи­еся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание со­циальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Философ отстаивал идеи "третьего пути" разви­тия общества.

Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подго­товивших разработку Всеобщей декларации прав человека, приня­той ООН в 1948 г.

Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с прак­тикой авторитарных режимов на Европейском континенте. Есте­ственно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих цен­ностей и норм международного права как основы современной де­мократии.

С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих обяза­тельную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам че­ловека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности. "Эта индивидуалистическая философия естественного права повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и влиятельных мыслителей", — писал в 1972 г. фран­цузский социолог Р. Арон. Примерно в это же время В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейших теоретических исследований ес­тественного права.

В 90-е годы идеи естественного права продолжали разрабаты­вать католические философы (Дж. Финнис), последователи рели­гиозного персонализма.

< Попередня   Наступна >