§ 2. Политико-правовая программа Вольтера

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — французский писатель и философ. Его имя — это "эмблема культуры эпохи Просвещения". Вольтер выступил с ра­дикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тира­нии и несправедливости существующих законов.

Вольтер так оценил век, в котором он жил: "Одно из огромней­ших преимуществ нашего века — множество образованных людей, легко переходящих от шипов математики к цветам поэзии...".

Вольтер родился в семье парижского нотариуса. Учился в ари­стократическом иезуитском колледже, в котором проявился его незаурядный литературный талант. Свой творческий путь Вольтер начал с написания обличительных стихотворений, которые в 1717 г. привели его на одиннадцать месяцев в Бастилию. В начале 1726 г., после нового заключения в Бастилию, Вольтер был выслан из Франции и в течение двух лет жил в Англии. Английская либе­ральная политическая система и веротерпимость становятся для мыслителя реальным примером разумного строя, англичане И. Нью­тон и Дж. Локк — научными авторитетами. Результат пребыва­ния Вольтера в Англии — работа "Философские письма" (на англ. я з. —1733 г., на ф р. я з. — 1734 г.). Эта книга, подпольно распрост­ранявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как "противная религии, добрым нравам и власти". В числе произведений, в которых Вольтер излагает свои политико-правовые взгляды, также: "Философский словарь", "Комментарий к "Духу законов", "Метафизический трактат" (посмертная публи­кация рукописи, созданной в 30-е годы) и многие другие.

Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие религии, -— это суеверие, которое стоило "человечеству более 17 миллионов жизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и

тех, кто умер от рук других наем­ных палачей, построенных в боевом порядке...".

Вольтер критически относится не только к различным религи­ям, но и к атеизму, так как он "почти всегда роковым образом действует на добродетель". Атеизм способен подорвать режим за­конности: "Атеист бедный и свирепый, верящий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников". Атеизм приводит к росту латентной преступности: "Число тайных преступлений будет бесконечным, если не будет веры в карающего Бога". Кроме того, атеизм тех, кто правит людьми, — это реальная угроза для последних: "Я хочу, чтобы государи и их министры верили в Бога, который карает и прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущи­ми крови животными". Именно Вольтеру принадлежит высказыва­ние: "Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать".

Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок: "Мой разум доказывает мне, что есть существо, упорядочившее материю вселенной". Бог — это то, к чему человек подходит путем разума, а не веры. Поэтому деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограни­ченность в познании замысла Бога: "Деист не знает, как Бог нака­зывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога".

Вольтер как представитель школы естественного права при­знает за каждым индивидом существование неотчуждаемых есте­ственных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Он считает, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то ни было произвола: "Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам". Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению частной собственностью, так как "собственнический дух удваивает силы человека". Каждому принадлежит свобода на труд, т. е. возможность "продавать свой труд тому, кто за него да­ет наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности". Каждый имеет право на свободу совести, поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Воль­тер не признавал: "Право, основанное на нетерпимости, — дикое и нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы ис­требляем друг друга согласно параграфу". К числу естественных прав Вольтер относил и равенство: "все люди рождаются равны­ми"; "каждый человек в глубине души имеет право верить, что он полностью равен другим людям". Но одновременно Вольтер на­зывал равенство "самым химерическим состоянием", имея в ви­ду невозможность социального и политического равенства между людьми.

Эти естественные права предписаны людям естественными же законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы "не делать зла другому и не радоваться такому злу". Естественные законы — это справедливость, которая, по мнению Вольтера, указана людям природой и "запечатлена в наших сердцах". С естественными за­конами, по мнению Вольтера, "люди всего мира должны быть со­гласны, вопреки тем законам, что у них есть".

Наряду с естественными законами философ выделяет позитив­ные законы, необходимость которых объясняет тем, что "люди злы". Эти законы отличаются от народа к народу по своему содержанию, но без законов не может существовать ни одно общество: "Боль­шинство законов так явно себе противоречат, что мало имеет зна­чения, какими именно законами управляется государство, но дей­ствительно большое значение имеет выполнение раз принятых за­конов". Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись фило­софу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое неве­жество. Вольтер писал: "Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащи­ми нас полумерами, некоторые из этих шарлатанов прописывают нам яды"; "Истина всюду одна, законы же между собой расходят­ся; поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша". Воль­тер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом, и написать новые правильные законы: "Вы хотите иметь хорошие законы? Тогда сожгите старые и создайте новые". Проблема зако­нодательного волюнтаризма, затронутая Вольтером, остается ак­туальной до настоящего времени.

Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного законо­дательства, которое в то время было основано на институтах пыт­ки и смертной казни: "Слабость разума и недостатки наших зако­нов ежедневно дают о себе знать; однако их убожество как никогда обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один голос суд отправляет гражданина на казнь колесованием". Рассуж­дения Вольтера и его современника Беккариа воздействовали на общественное мнение и способствовали модернизации системы ев­ропейского уголовного правосудия. Вольтер протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра при­говоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фанатизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправда­ния Каласов, а в 1764 г. — Сирвенов.

Вольтер критиковал тиранию как форму правления, тиран же для него — это "правитель, не признающий иных законов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей". Вольтер — проповедник идей "просвещенного абсолю­тизма", оказавших большое влияние на многих европейских мо­нархов (Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России и др.). Одна­ко государство с просвещенным монархом, обладающим неограни­ченной властью, было не единственной для Вольтера формой "муд­рого правления", — политическими идеалами для него были гол­ландская республика и английская конституционная монархия. Вольтер дал высокую оценку институтам представительного прав­ления и разделения властей, которые он увидел в Англии: "Все государства, которые не основываются на этих принципах, будут подвержены революциям".

Политико-правовые идеи Вольтера, хотя и не были им систе­матизированы, но благодаря своей убедительности и ясности аргу­ментации оказали большое воздействие на формирование запад­ной политической и правовой культуры.

< Попередня   Наступна >