§ 4. Политике-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна ере­тических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и не­зыблемость сословно-феодальных устоев (см. § 3). Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стре­мился осуществить крупнейший идеолог католицизма доминикан­ский монах1 Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.).

В духе средневековой схоластики Фома рассматривает фило­софию как служанку богословия (ancila theologiae).

Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля. У Аристотеля Фома Аквинский взял прежде всего учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи". Согласно учению Фомы мир основан на иерархии форм (от Бога — чистого разума — к духовно­му миру и, наконец, — к материальному), из которых высшие фор­мы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям, рабы дол­жны подчиняться господам.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.

Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержа­нию от него.

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они са­моочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский допол­нил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достиже­ния "небесного блаженства"). Мз сочетания этих двух классифика­ций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный есте­ственный), естественный (человеческий естественный), человечес­кий (человеческий положительный) и божественный (божествен­ный положительный).

Вечным, законом

Фома называет "сам Божественный разум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества

Естественный закон Трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стрем­ление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон, Под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие гре­хопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требова­ний естественного закона необходимо принуждение людей к добро­детели путем применения силы и страха наказания.

Наконец, к божественному, или откровенному, Закону Фома относил Библию.

По учению Фомы Аквинского, получилось так, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума Бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом ("грехом неповиновения").

Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию со­словного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических дви­жений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных привилегий, осуждение приниженного положения крес­тьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в ранг божественного установления.

Для обоснования же феодальной зависимости крестьян исполь­зовались не только тексты Священного писания, обращенные к рабам, но и все вообще доводы в защиту рабства: "Рабство установле­но природой", "оно необходимо для обеспечения досуга" (оба дово­да взяты у Аристотеля), "рабство установлено "правом народов" (довод римских юристов), "источник рабства — грех" (Августин Блаженный).

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался толь­ко как правила общежития (у людей нет другого средства самоза­щиты, кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запре­щать жизнь, брак, деторождение.

Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона чело­веческого другим видам законов. Как быть, если правитель предпи­сывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким пред­писаниям, поскольку сохранение общежития основано на господ­стве и подчинении; не исключено также, что произвольные дей­ствия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно под­чиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во втором послании Петра, — дурным господам".

Если, однако, произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобожда­ются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по суще­ству — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний католической церкви. Под­чинение светских феодалов божественному закону, настойчиво под­черкивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физи­ческое уничтожение еретиков. "Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потреб­ностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома Аквин-ский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее каз­нить еретиков, коль скоро они уличены в ереси".

Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе, — "главе целого демонического царства", который, сказано в Священном писании, "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, несогласий.

Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало тон­кое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же Священное писание ("нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности. Фома Аквинский стремился опроверг­нуть эти ссылки своим учением об элементах власти.

В духе средневековой схоластики Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

Сущность власти, т. е. порядок управления (господства и под­чинения), установлен Богом; именно так следует понимать слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Однако, продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует, что каж­дый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бо­гом же совершено каждое действие правителя. Князь может ока­заться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т. е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на боже­ственный принцип власти, необходимый для общежития.

Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолко­ванное учение Аристотеля получило большую известность и рас­пространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто именуемый "Философ" (с большой буквы), ставился много выше других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов, осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия, заменяло средневековым схоластам исследование общества, приро­ды, реального мира.

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основа­тельной апологией западноевропейского феодализма. Учение Фомы Аквинского сохраняет ведущее положение в католической идео­логии.

Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католи­цизма".

< Попередня   Наступна >