Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Провозглашенная в Англии после казни короля республика про­существовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная по­литика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стю­арты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", за­креплявший государственно-правовые гарантии законности и пра­вопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил становление в Англии конституци­онной монархии.

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили те­оретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704).

Джон Локк — английский философ и политический мыслитель. Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипло­матической службе. В результате королевской опалы Локк был вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся пос­ле "Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естествен­ного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положе­ния его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк ис­ходил из представления о "естественном состоянии". Важная осо­бенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личнос­тью", "состояние равенства, при ко

тором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трак­товалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью.

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свобод­ны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписыва­ющий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей — каждый обладает властью охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имуще­ство".

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотврати­мость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное ис­пользование каждым своей власти наказывать нарушителей зако­на природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "за­кон природы не является писаным законом и его нигде нельзя най­ти, кроме как в умах людей".

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право из­давать законы, снабженные санкциями, использовать силы обще­ства для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии есте­ственных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гаран­тированы. Главная опасность для естественных прав и законов про­истекает из привилегий, особенно из привилегий носителей власт­ных полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правле­ния, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли дру­гого человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из слу­чаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в есте­ственном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привиле­гированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок-ком Концепция разделения властей, Воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобя­зательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк — сторонник принятия законов пред­ставительным учреждением, избираемым народом и ответствен­ным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители вла­сти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интере­сах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депута­тов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильно­сти законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, вы­водящие их из-под власти законов.

Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной влас­тью монарха и правительства — их политические привилегии не­избежно направляются против естественных прав подданных. За­конодательная власть — высшая власть в том отношении, что за­коны строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах обще­го блага совершенствовать избирательную систему для более рав­ного и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.

Политическое учение Локка оказало большое влияние на пос­ледующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Дек­ларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций ока­зала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье и другие теоретики.

< Попередня   Наступна >