ГЛАВА 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме // § 1. Введение

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Социально дифференцированное общество складывалось в Ита­лии уже в VIII в. до н. э. Временем основания города Рима считает­ся 753 г. до н. э. Противоречия и конфликты патрициев и плебеев привели к окончательному оформлению государства (реформы царя Сервия Туллия) в IV в. до н. э. В том же веке после изгнания царя Тарквиния Гордого была учреждена республика. Значительная часть римской истории — завоевательные войны, в результате которых под власть Рима в III—II вв. до н. э. перешли весь Апеннинский по­луостров, Британия, большая часть Западной Европы, Малой Азии, Северной Африки. В 146 г. до н. э. Риму была подчинена Греция.

Гигантское расширение границ Римской республики во I I — I вв. до н. э. привело к кризису существовавшего государственного уст­ройства. В процессе завоевательных войн Рима возрастали чис­ленность рабов и их эксплуатация не только в домашнем хозяй­стве, но и в рудниках, каменоломнях, плавильнях, на грандиозных стройках. В Сицилии, в Малой Азии, а затем и в Италии происхо­дили большие восстания рабов. Нарастало недовольство союзни­ков, италиков, покоренных народов, пытавшихся отложиться от Рима. Во II в. до н. э. в Риме началось движение крестьян за аграр­ные законы, за наделение землей свободного крестьянства (рефор­мы братьев Гракхов). Серьезной проблемой становились пролета­ризация части населения, выступления пролетариев под лозун­гами "хлеба и зрелищ". Рабовладельческая республика с трудом справлялась с управлением громадными территориями, со смутами, гражданскими войнами, с восстаниями и волнениями рабов, кресть­ян, пролетариев, населения подвластных областей. Диктатура, быв­шая до того временной и чрезвычайной, в I в. до н. э. становится частой и даже пожизненной (военная диктатура Суллы). Различ­ные политические деятели и группировки их сторонников на сло­вах защищали республику, на деле же боролись между собой за право ее уничтожить. В 27 г. до н. э. Сенат поднес Октавиану титул "Август" ("Божественный&

quot;); установился Принципат ("принцепс сенатус" — первый сенатор, тот, кто выступает в Сенате первым, предопределяет его решение). Формально сохранялись республи­канские учреждения, но император (почетный военный титул прин-цепса) бесконтрольно и самодержавно управлял Римской импери­ей через республиканские магистратуры, бурно растущий аппарат чиновничества и армию. Были проведены некоторые реформы и приняты военные меры для ослабления социальной напряженнос­ти, подавления гражданских и союзнических восстаний и войн.

В 284 г. император Домициан повелел именовать себя "Доминус" ("господин"). Римское государство стало Доминатом — не­ограниченной монархией с громадным военно-бюрократическим ап­паратом. Трудность управления обширным государством и военные обстоятельства привели к разделению Римской империи (395 г.) на Восточную и Западную. Западная Римская империя просущество­вала до 476 г., Восточная (Византия) — до 1453 г.

Политико-правовая идеология Древнего Рима (как и римская философия вообще) складывалась под сильным влиянием филосо­фии Античной Греции. В 146 г. до н. э., когда оформлялось включе­ние Греции в состав Римской державы, Рим посетили греческие философы, оставившие глубокий след в сознании образованной ча­сти общества. Изучение классических произведений различных философских школ стало важнейшей и обязательной частью обу­чения состоятельных римлян, а знание греческого языка было при­знаком образованного человека. Даже те, кто сетовал на засилье чужеземной греческой культуры, выписывали из Греции учителей философии и других наук или сами ездили обучаться в Грецию.

Особенное влияние на умы ученых римлян произвела филосо­фия стоиков с ее общечеловеческой этикой и космополитическими идеями, соответствующими "всемирному" характеру тогдашней Римской империи.

Мыслители Древнего Рима, порой намеренно подчеркивая сход­ство своих идей с идеями Платона, Аристотеля, стоиков или Поли-бия, внесли немало нового в развитие политической и правовой идеологии.

< Попередня   Наступна >