§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Ведущими направлениями в политической и правовой идеоло­гии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тыс. до н. э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба на­правления восходили к религиозно-мифологическому мировоззре­нию, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших нача­ло кастовой организации индийского общества.

Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брах­маны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­ков и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры). Согласно веди­ческому преданию варны произошли из тела космического велика­на Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.

Идеология Брахманизма Была направлена на утверждение вер­ховенства родовой знати в складывающихся государствах. Социаль­но-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах. Наи­более авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашаст-ра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н. э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхожде­ния, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерожде­ния брахманы оценивали в зависимо

сти от того, как он выполняет предписания Дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство богослужениями и обу­чение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управление государственными и общественными делами являлось привилегией двух высших варн.

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и тор­говать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением", — утверждали Зако­ны Ману. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им Законы Ману, мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных бра­ков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением.

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, что­бы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение низших варн. Сословная при­надлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его "будущей жизни", как награду за служение богам, терпение и кротость. Средством, обеспечивающим кастовые пред­писания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказа­ния была основополагающим принципом политической теории — ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. "Весь мир подчиня­ется посредством Наказания", — провозглашали "Законы Ману". Определяя принуждение как главный метод осуществления влас­ти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы "ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир".

Государственную власть Законы Ману описывают как едино­личное правление государя. В каждом благоустроенном государ­стве, разъясняли составители трактата, существует семь элемен­тов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Важней­ший элемент в этом перечне — царь. Учение о "семичленном цар­стве" соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

К обожествлению царской власти идеологи жречества подходи­ли с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов при­равнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим иде­алом брахманизма являлось своеобразное теократическое госу­дарство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали вер­ховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра" ("Наставления о пользе"). Его автором считается брахман Каутилъя — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э. могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перераба­тывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.

Трактат содержит положения брахманизма о кастовых пред­писаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соот­ветствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину".

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с тра­диционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятель­ности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ. "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу". При отсутствии раз­ногласий между ними религиозный закон оставался незыблемым, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обыч­ным правом.

На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной цен­трализованной царской власти. Государь предстает здесь нео-* граниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепле­ния государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед наруше­нием религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практи­ческим рекомендациям по управлению государством.

"Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религи­озных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догмами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремящиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи "Артхашастры" вы­ражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаим­ных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских госу­дарств в империю Маурьев.

В борьбе против жреческой религии сформировался Буддизм. Он возник в VI—V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. просвет­ленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона — "Типитака" (буквально "Три корзины" — название, ви­димо, произошло от того, что тексты канона были тематически раз­делены на три части). "Типитака" датируется II—I вв. до н. э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологичес­кое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея осво­бождения человека от страданий, причиной которых являются мир­ские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили вы­ход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-мораль­ных предписаний: одна — для членов монашеской общины, дру­гая — для мирян.

В буддийские монашеские общины допускались только свобод­ные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был от­казаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предпи­сания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет...", — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасе­ния могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного под­вижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во мно­гом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.

Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии. "Существуют четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшат­рии и брахманы обладают превосходством".

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ обще­ственного строя. При всей своей очевидной ограниченности это уче­ние подрывало авторитет наследственных брахманов, их притяза­ния на идейное и политическое руководство обществом. Оппозици­онный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кас­там в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледель­цев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Напри­мер, первые цари изображались выборными и правившими в пол­ном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделе­ний. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи нена­сытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный неспра­ведливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. За­интересованные в поддержке господствующих сословий руково­дители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начина­ют использовать учение в борьбе против засилия жречества и стре­мятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологи­ей достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буд­дизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.

< Попередня   Наступна >