§ 3. Политико-правовые идеи Реформации

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка) — массовое движение против католической церкви.

Начало Реформации в Германии положил профессор Виттен-бергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. В движении реформаторов все более отчетливо звучала мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не толь­ко мешает их общению с Богом, приписывая себе роль обязательно­го посредника, но и подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах. Лютер и его сторонники утверждали, что в католицизме почитание Бога подменено почитанием церкви, совершением придуманных ду­ховенством обрядов и поклонением рукотворным предметам куль­та. Спасение христианина, утверждал Лютер, — не в церковных службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других чисто внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искрен­ней вере в Бога. Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что отно­сится к религии, — дело совести христианина; источник веры — Священное писание, "чистое слово Божье" (Лютер перевел Библию на немецкий язык).

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т. е. из истинно веру­ющих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правления — духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять вне­шний мир и спокойствие).

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоуста-новленн

ости власти, данной для наказания преступников, страш­ной не для добрых, но для злых, Лютер учил, что устами апостолов Бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно су­ществование человечества: "Поскольку весь мир зол, и среди тыся­чи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожи­рали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы".

Но законы светской власти простираются не далее тела и иму­щества, того, что является внешним на земле. Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное с верой, — свободное дело, и к этому никто не может принуждать­ся, — писал Лютер. — ...Делом совести каждого является то, как он верит или не верит".

Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, по­служила сигналом к всеобщему движению крестьянства и город­ских низов. В 1524 г. началось восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490—1525). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер тол­ковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному со­циальному перевороту и установлению народной власти. По мне­нию Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму.

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в од­ном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.

Война католиков и лютеран на территории Германии заверши­лась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "Чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Ре­формация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестан­тизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скан­динавские государства. Реформация, начавшаяся в Германии, охва­тила ряд стран Западной и Центральной Европы.

Распространение лютеранства в его борьбе с католицизмом ста­ло идейной предпосылкой возникновения других радикальных ре­лигиозно-политических течений Реформации. Таким течением яв­лялся Кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консис­торией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше государственных органов); в конечном счете утвердилась идея независимости каль­винистской церкви от государства, право церкви судить о ряде действий государственной власти. В кальвинизме последовательно и отчетливо выражены основные положения протестантской этики, составившей, по определению известного социолога Макса Вебера, "дух капитализма". К ним относятся культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домаш­него хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.

В XVI—XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швей­царии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в се­вероамериканских колониях.

В результате Реформации от католической церкви почти од­новременно отпали несколько миллионов людей. В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих в католических стра­нах, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг (официальный список сочинений, чтение которых карается отлучением от церкви), мирянам запрещалось читать и обсуждать Священное писание. Тридентский собор (1545—1563), определив­ший меры борьбы с Реформацией, подтвердил значение философ­ских сочинений Фомы Аквинского, который вскоре был провозгла­шен одним из учителей церкви.

Главным орудием католической реакции стало "Общество Иису­са", основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, которое вскоре превратилось в монашеский орден Иезуитов — "боевой от­ряд воинствующей церкви", как они были названы в папской булле об утверждении Устава ордена (1540 г.). Особенность ордена в том, что иезуиты не обособлялись от мирской жизни. Оставаясь в обще­стве, они должны были делать все для укрепления авторитета ка­толицизма и его распространения. Чтобы завоевать власть над ума­ми, иезуиты стремились овладеть просвещением и наукой, став "орденом ученых". В ряде стран они создали широкую сеть школ, заняли ведущие позиции в области образования.

Основное правило Устава ордена иезуитов — особый обет по­слушания, полное самоотречение, решительный отказ от собствен­ной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам ор­дена. "Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное, мы должны немедленно согласиться с этим! — поучал Лойола. — Подчиненный должен смотреть на старшего, как на са­мого Христа. ...Надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения". Допустимость любых средств для дос­тижения целей ордена (как их представлял себе Генерал ордена), слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использова­лись для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. Иезуиты проникали в окружение монархов, склоняли их к борьбе с протестантством, устраняли неугодных советников и правителей, организовывали и оправдывали покушения на неугод­ных католической церкви королей.

Интриги иезуитов, их участие в убийствах монархов вызывали такое негодование, что они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.

< Попередня   Наступна >