Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуж­дались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы не­которых государственных учреждений, пока в окружение импера­тора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802— 1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных за­конов Российской империи" и связанные с ними записки и проекты.

Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обо­снование.

В его записках и проектах (1802—1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил на­рода составляется войско, из народных богатств — деньги, из ува­жения — почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный при­знак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т. е. породит инфляцию), обильное расточение по­честей — неуважаемые чины и ложные отличия. "Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения".

Целью любого государства, писал Сперанский, является обес­печение безопасности личности, собственности и чести каждого. По­началу существовали лишь деспотические пра

вительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих ко­ренных законов называется "конституция". Однако конституция останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу "разделяй и властвуй". В этих условиях тщетно писать конститу­ции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой.

Сперанский различает "внешний образ правления" (постанов­ления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и "внутренний образ правления", который определяется им как "рас­положение государственных сил".

Дело не в том, писал мыслитель, как государство называется, какие законы и постановления провозглашает — все это относится к "внешнему образу правления". Главное, утверждал Сперанский, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, правительство является деспотическим: "Сила правительства ог­раничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутрен­ний образ правления".

Рассуждение, что Сила Правительства может быть ограничена Волей Народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило хотеть про­странство измерить весом".

Действительная конституция страны существует не на бумаге ("внешний образ правления"), а в реальном ("вещественном") распре­делении сил государства на все состояния народа, подчеркивал он.

Исходя из изложенного Сперанский дает очень резкую харак­теристику современному ему общественному и государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от по­мещиков, а дворян — от государя. "Я нахожу в России два состоя­ния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же сво­бодных людей в России нет, кроме нищих и философов", — писал Сперанский.

Из радикальных теоретических предпосылок Сперанский де­лал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о трудности основания "монархического правления" в стране, где половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с политическим устройством, и с воинской системой страны.

В России много земель и малочислен народ— быстрое осво­бождение крестьян может побудить их "обратиться к некоторому роду кочевой жизни", что пагубно и для них, и для государственной экономики, считал Сперанский. Поэтому отмену крепостничества он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крестьянские повинности, урегулировать отно­шения крестьян и помещиков так, что крестьяне "из личной крепости помещиков перейдут в крепость земле". "Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многи­ми частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к другому..."

Гораздо радикальнее записки и проекты Сперанского 1809 г. В них много ссылок на примеры истории, на политическую практику Англии, Франции и других европейских стран, а также "Соединен­ных Американских областей" (т. е. США).

"Все политические превращения, в Европе бывшие, — писал Сперанский, — представляют нам непрерывную, так сказать, борь­бу системы республик с системою феодальною. По мере того, как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в изнеможение".

Время, просвещение и промышленность, согласно Сперанскому, ведут к новому порядку вещей, к достижению политической свобо­ды. Наметился переход от феодального правления к республикан­скому.

Первой на этот путь вступила Англия, за ней — Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, Соединенные Американские области и, наконец, Франция. "В общем движении человеческого разума, — писал Сперанский, — государство наше стоит ныне во второй эпохе феодальной системы, т. е. в эпохе самодержавия, и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе".

Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предосте­регающих (угрожающих) рассуждений: "Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемогущего его действия устоять не может", "Нет в истории примера, чтобы народ просвещен­ный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться". Эти суждения (в записках и проектах, адресованных императору) носят, разуме­ется, не революционный, а либерально-реформистский характер в духе И. Канта1, возлагавшего вину за кровавые революции на ту­пость правительств, медлящих с проведением назревших реформ.

В проектах и записках, представленных Александру I, утвер­ждалось, что конституция упорядочивает осуществление государ­ственной власти, но не ограничивает власти императора: Император, по определению Сперанского, есть верховный законодатель, верховный охранитель правосудия, "верховное начало силы испол­нительной" и глава церкви.

Вместе с тем предлагаемые Сперанским реформы должны были существенно изменить общественно-политический строй России.

Во-первых, цель реформ состояла в том, чтобы обеспечить пра­ва и свободы россиян. Сперанский различал права гражданские и права политические. Те и другие представляют собой "силы госу­дарственные", остающиеся в распоряжении подданных. Одними правами они пользуются индивидуально ("каждый особенно") — это права гражданские, определяющие степень свободы лица и иму­щества. Другими правами подданные пользуются коллективно — это права политические, определяющие степень их участия в госу­дарственной власти.

"Права гражданские, т. е. безопасность лица и имущества, суть первое неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в об­щество. Противно природе человека предполагать, чтоб кто-либо согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены". Эти права (гражданскую свободу) в России имеют все "люди свободного состояния".

Что касается крепостных, помещичьих крестьян, то они, под­черкивал Сперанский, не имеют ни политической, ни гражданской свободы. Он повторял, что рабство в России должно быть уничто­жено посредством мер постепенных, но действенных. Пока это не произошло, дворянство как класс образованный, знающий законы и способный к управлению, должно иметь особенное гражданское право "приобретать недвижимую собственность населенную, но управ­лять ею не иначе, как по закону".

Политические права, по мысли Сперанского, рассматриваются лишь как гарантии соблюдения правительством гражданских прав. К политическим правам Сперанский относил "участие в силах го­сударственных: законодательной, судной и исполнительной". Эти­ми правами в связи с созданием представительных учреждений могут быть наделены лишь собственники.

В результате проведения реформ, полагал Сперанский, народ российский разделится на три класса.

Дворянство Будет иметь все общие (гражданские) права, а по­литические права — на основании собственности. Сверх того, оно будет иметь особенное право приобретать населенные земли и свобо­ду от личных повинностей (но обязано пройти гражданскую или военную службу не менее 10 лет; при уклонении от службы потом­ственное дворянство теряется).

Среднее состояние Обладает всеми общими гражданскими пра­вами, а политическими — в соответствии с собственностью. "Среднее состояние составляется из купцов, мещан и ремесленников, однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном количестве".

Третий класс (сословие, состояние) — Народ рабочий. "Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав полити­ческих... К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги".

Эти сословия (состояния, классы) не должны быть замкнуты и разобщены, личное дворянство (приобретаемое службой) связыва­ет второе сословие с первым, а возможность приобретения недви­жимой собственности — третье со вторым.

Во-вторых, проектами 1809 г. предусматривалось существенное преобразование правовой системы Российской империи. Обстоя­тельно развивая мысли о соотношении законов и других правовых актов, высказанные еще в проектах 1802—1803 гг., Сперанский оп­ределяет законы как "те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отноше­ниях частных людей между собой". Коренные государственные за­коны составляют конституцию, образ правления, внутреннее поли­тическое бытие государства. Сперанский даже пишет: "Коренные государства законы должны быть творением народа; коренные го­сударства законы полагают пределы самодержавной воле". Однако в России конституцию предполагалось принять по воле императо­ра, которой, по идее, не ставились конституционные ограничения.

Будущей законодательной власти России Сперанский предла­гал принять Уложение государственное и законы органические, Уло­жения гражданское, уголовное, коммерческое, сельское, Устав су­дебный, постановления о налогах и повинностях и некоторые дру­гие законы, уставы, разъяснения и дополнения к ним. Все другие акты, регулирующие порядок исполнения законов и относящиеся к меняющимся действиям и происшествиям, должны строго соответ­ствовать законам. Таким способом намечалось "правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на неизменном законе".

В-третьих, предполагалось провести упорядочение и разделе­ние властей, подчиненных державной власти императора.

Для составления законов и "взыскания отчета о всех уставах и учреждениях", согласно проектам Сперанского, следовало образо­вать в России Государственную думу. Она собирается в сентябре и заседает до решения предложенных ей дел. Созыв Государственной думы может быть отсрочен до следующего года актом императора в Государственном совете, ее состав может быть изменен таким же актом. Закон, отвергнутый большинством голосов Думы, оставляет­ся без действия (единственная ситуация, когда воля Думы может противостоять воле императора).

Исполнительную власть осуществляют министерства и губер­нские, окружные, волостные управления.

Для осуществления правосудия учреждаются волостные, ок­ружные, губернские суды. "Сенат есть верховное судилище для всей империи".

Особое место в системе высших государственных органов дол­жен был занять Государственный совет, в котором "все действия части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются". Члены Государственного совета назначаются императором.

По проектам Сперанского, государственной реформе подлежат не только учреждения высшей, центральной власти. Образование дум начинается с волости: каждые три года в каждом волостном городе (или селении) владельцы недвижимой собственности состав­ляют Волостную думу, Которая выбирает членов волостного прав­ления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депута­тов в окружную думу. Окружная дума Каждые три года заслуши­вает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, членов окружного суда, депутатов в губернскую думу. Губернская дума Осуществляет такие же полномочия, избирая соответственно членов в Государственную думу. "Государственная дума составля­ется из депутатов от всех свободных состояний (сословий) по изби-ранию дум губернских".

Предполагалось таким способом учредить по всей России сеть регулярно собирающихся представительных учреждений, облада­ющих правом формирования местных бюджетов, избрания правле­ний (советов), судей (соответствующего уровня). Думы были полно­мочны также вносить в вышестоящие органы власти представле­ния о волостных (окружных, губернских) общественных нуждах. Все это вместе взятое должно было упорядочить процесс законо­творчества и обеспечить надлежащий контроль за исполнением законов.

Если проведение общественных реформ (особенно уничтожение рабства в России) представлялось Сперанскому процессом про­должительным, длящимся немало лет, то преобразование государ­ственного строя по воле императора он считал делом близким, ско­рым. Сперанский (в 1809 г.) предлагал назначить выбор депутатов из всех состояний под предлогом введения Гражданского уложе­ния. Это собрание депутатов предлагалось назвать Государствен­ной думой. "1-й день сентября, в новый год по старому русскому стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обря­дами". После обсуждения Гражданского уложения Думе предло­жить Государственное уложение. В результате, писал Сперанский, "к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преоб­разуется".

Весной 1812 г. интриги придворных привели к отставке и ссыл­ке Сперанского. Немалую роль в этом сыграла "Записка о древней и новой России" писателя и историка Н. М. Карамзина.

< Попередня   Наступна >