4. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Южная часть Двуречья (территория между реками Тигр и Ефрат) в IV тысячелетии до н. э. оказалась очень выгодной для развития земледелия, разлив рек обеспечивал плодородность земель, определял особый порядок проведения ирригационных работ. Поселения земледельцев разрастались, в общинах выстраивались большие храмы, жрецы которых по большей части занимались управлением селения. Такие общинные поселения становились месопотамскими городами, в которых развивалось еще и ремесло. В III в. до н. э. их можно было считать городами-протогосу-дарствами, в которых наблюдалось социальное расслоение, различие между мелкими и крупными землевладельцами, даже применение рабского труда.
В результате ожесточенной борьбы шумерских городов-государств за верховенство своей власти в XXVIII—XXVII вв. до н. э. происходит интенсивный рост городов Киш, Урук, Ла-гаш, Ниппур. Их правители получили титул лугалей (господ).
В XXIV в. до н. э. Саргон Аккадский Стал «царем четырех стран света», объединив северную и южную части Двуречья, возглавив аккадско-шумерское государство.
XXII—XX вв. до н. э. — правление III династии Ура, Оказавшийся у власти в ходе сильнейшей борьбы месопотам-ских городов за независимость и периодических нашествий горных племен. Государство просуществовало вплоть до 2007 г. до н. э., распавшись в результате внутренних междоусобиц и под давлением эламитов. В период правления династии Ура централизация государства обеспечивалась профессиональной армией, царскими судами, руководствовавшимися изданным Судебником Ур-Намму.
В конце XIX в. до н. э. достигло расцвета Вавилонское государство. Царь Хаммурапи Объединил огромные территории от Персидского залива до Сирии. Осуществлялось управление государством на основе разделения власти между царскими наместниками, так как территория была поделена на ряд областей и округов. Административное деление не ослабляло государство, оно укреплялось введением единого культа Мардука — «царя над богами».<
После многочисленных нашествий горных племен Вавилон вновь отстраивался. Так, в VII—VI вв. до н. э. НововавиЛонское царство процветает. Ill в. до н. э. — время распада вавилонского государства.
Крупное государство Ассирия в XV—XI вв. до н. э. развивалось за счет роста торговых связей, многочисленных караванных путей. Что же касается письменности и правовых норм, то они ассирийцами во многом были заимствованы у Вавилона. Одним из доказательств тому стали Законы Среднеазиатского царства, возникшие в XII в. до н. э., аналогичные Законам царя Хаммурапи — XVIII в. до н. э.
Структура общества месопотамских государств сложилась следующим образом:
Энси («возглавляющий род») — царь, считаясь «богом царей», но не являясь верховным жрецом, мог войти в храм только во время празднования нового года, когда проводился обряд коронации. Вместе с тем он мог лишиться царствования в любой момент, если совершит неугодный богам поступок;
Авилумы («важный человек», «свой») — лица, имеющие корни в древнейшей общине; владели общинной землей, жрецы не выделялись как особое сословие, их должности продавались, могли быть получены любым царским чиновником;
Мушкенумы («падающие ниц») имели низкий социальный статус, просили государя принять на службу, не имели привилегий в отношении охраны личности и имущества;
Тамкары — ростовщики, торговцы, кредиторы — обладали достаточной свободой в торговой деятельности, выступали как торговые агенты, связывающие Вавилон, Сирию и другие государства, совершали крупные сделки, объединялись в организации, отчисляя, конечно же, часть своих доходов в царскую казну;
Редум, баирум — воин, получивший от царя за службу землю, которая была изъята из оборота и кормила его семью. Все сделки считались ничтожными; служба воина — вечной. В число воинов входили лучники, пехота, особое место занимали отряды колесниц;
Ремесленники обладали определенной степенью независимости, создавали союзы по профессии. Законы Хаммурапи особыми правами наделяют отца-усыновителя, чтобы он научил приемника своему ремеслу;
Свободные крестьяне — большая часть заработанного земледельцами изымалось как налог чиновниками шакканаккум;
Рабы — древнейшие источники права, в частности, Законы Ур-Намму, определяют награду в размере 2 Серебрянников за возвращение беглого раба хозяину. Рабский труд был распространен повсеместно, на нем основывалось практически все производство и земледелие. Следует отметить, что в древних государствах Месопотамии существовали различные способы получения статуса раба. Обнищавшие общинники-земледельцы становились зависимыми в царском хозяйстве. Отец мог по желанию лишить сына и дочь наследства, а также продать их в рабство. Часто такое происходило, когда человек попадал в долговую кабалу и вынужден был продать сына храму или за границу.
С ростом городов-государств усилились Царские суды. Царю принадлежало право помилования в случае смертного приговора. Царские наместники арестовывали, разыскивали преступников, вызывали в суд. Помимо судей выделяли полицейских, судебных гонцов, глашатаев. Судебная власть контролировалась царем. Так Законом Хаммурапи осуждались действия судьи, поменявшего свое решение, зафиксированное на глиняной табличке с печатью.
< Попередня Наступна >