3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран

Объединенные хаттские племена около 5000 лет на­зад образовали единое государство Египта, которое просуществовало более 3000 лет. Историки подраз­деляют период существования государства на пять этапов:

1. Раннее царство. 3200—2778 гг. до н. э. Преобладало общественное землепользование, во главе стоял монарх. Разделение царства на две равнозначные час­ти: Верхний и Нижний Египет.

2. Древнее царство. 2778—2260 гг. до н. э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта, происходила централизация государства.

3. Среднее царство. 2040—1786 гг. до н. э. Расцвет Древнего Египта, происходило расслоение об­щины, стремительное увеличение крупных поселений для ведения ирригационных работ приводило к образованию городов-государств, носивших название номы. В последу­ющем конкуренция между ними привела к ослаблению еги­петского государства и его расколу.

4. Новое царство. 1580—1085 гг. до н. э. Возвышение жречества и деспотии. Появление первой в истории мировой империи, в составе которой были Сирия, Ливия, Палестина, Нубия.

5. Позднее царство. 1085—332 гг. до н. э. Период упадка Древнего Египта. Жрецы и знать в посто­янном конфликте, помимо этого государству приходится от­ражать внешние агрессии. В конечном итоге — завоевание Египта Александром Македонским.

Древнему египетскому государству были присущи следующие черты:

Централизация власти политической и сосредоточе­ние богатств государства в руках правителя;

Центральная власть определяет права жителей как в отношении личной свободы, так и вопросов соб­ственности;

Собственность не обеспечена, мало гарантирована;

Деспотизм фараона процветает, что рождает произ­вол в обществе и государстве.

Централизация власти породила социальное расслое­ние. Иерархические слои выглядели таким образом:

0 фараон — сын Ра;

0 джати (первый помощник фараона);

0 жрецы;

0 высшие вельможи;

0 чиновники;

0 недж

ес (торговцы);

0 стражи;

0 немху (земледельцы);

0 рабы.

Представителями управляющего сословия являлись: чи­новники, жрецы, писцы-канцеляристы, контролеры. Среди общественных институтов также ярко выражены общинные советы (джаджаты), патриархальная семья. Законотворчество отводилось исключительно жрецам — наиболее уважаемому слою общества. К сожалению, своды египетских законов не сохранились. О некоторых из них существуют предания: о законах Менеса, реформах Бокхориса. Для этих источников права характерны казуистичность изложения законов, сораз­мерность наказания, истины и справедливости. Все вышеска­занное свидетельствует о развитой письменности.

Право. Законодательство формируется за счет божественных установлений. Фараон-бог устанавливал справедливость и безопасность в государстве. Соци­альное противостояние против царя считалось преступле­нием против религии. Как в частных, так и в публичных сфе­рах жизни устанавливалось четкое равноправие мужчины и женщины. Женщина могла владеть собственностью, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать. Наследо­вание осуществлялось по закону, собственность переходи­ла старшему сыну. Договоры излагались письменно.

Специфическим источником права Древнего Египта яв­ляется Книга Мертвых — в ней описывается, каким образом человек предстанет перед судом в загробном мире за то, что натворил в жизни на земле. В этой книге процесс судопро­изводства описывается особо тщательно.

Суд. Царскими судьями выступали - жрецы богини ис­тины» — номархи. Фараон мог пересмотреть решение суда, выполняя надзорную функцию. Вновь преступить закон порой было просто невозможно, так как наказания отли­чались особой жестокостью. А все потому, что главной целью судебных процессов было пресечение возможности повтор­ного совершения содеянного противоправного поступка.

В период нового царства (примерно в 1500 г. до н. э.) жре­чество захватило в свои руки разные стороны управления (в том числе и суд). Открытый конфликт между жрецами и пред­ставителями светской власти стал неизбежностью.

< Попередня   Наступна >