34. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран

Впитав многие составляющие культурных традиций Древнего Востока, мусульманское право стало ос­новой укрепления арабского государства. Установ­ленное право, или шариат, строится на Коране 650 г., так называемом «божьем откровении», поведанном Мухаммеду. Пророк Мухаммед и его четыре халифа изложили основные заповеди ислама, на основе которых и произошло объеди­нение арабских земель в мощное государство Арабский халифат. Составляют Коран 114 сур, примерно 80 из них закрепляют нормы поведения праведного мусульманина и, следовательно, правовые нормы.

Мусульманскому обществу было свойственно отождеств­лять религиозные и правовые нормы. На этом держались це­лостность государства и правосознание. Граждане старались не преступать закон, не только опасаясь установленного на­казания, но и кары божьей. Граждане выступали как объект, единственным субъектом арабского права являлся Аллах. Правовая система арабского халифата классифицировала нормы по видам: обязательные, рекомендуемые, дозволитель­ные, предосудительные, запрещенные. Отсутствовали такие понятия, как свобода личности, ее незыблемые права, прису­щие римскому праву. Арабы несли обязанности в отношении Аллаха и неукоснительно должны были исполнять его волю.

В процессе формирования феодального общества У возникает необходимость создания новой правовой системы путем трансформации исламских религиоз­ных воззрений. Причиной явилась невозможность применить те догмы, которые создавались в рамках родовой общины, к новым условиям. Так появились работы Ахмеда ибн Ханбаля, Абу Ханифа, на основе шариата разработавших такие нормы, которые можно было применять в отношении инсти­тута собственности, судебных разбирательств, существу­ющих государственных органов.

С расширением государственной территории растет число исповедующих ислам. Разнородность обычаев этих территорий способствует разнородности трак­товки той или иной нормы. Результатом становится разделе­ние шариата на две ветви: Шиизм и суннизм. Кро

ме Корана как источник права применялись Сунна — изложение жиз­ни самого Мухаммеда и Иджма — согласие общины. Главы Сунны, или хадисы, содержали нормы семейного, судебно­го права, определяли правовое положение рабов. Иджма ста­ла результатом совместных трудов общинников, которые были учениками Мухаммеда либо популярными проповедни­ками. Результатом противодействия различных направлений мусульманства становится Кияс — «решение правовых дел по аналогии». На основе норм, установленных шариатом, ха­лифы оформляли распорядительные документы — Фирманы, Ставшие своеобразным источником мусульманского права.

Мусульманское право определяло круг вещей, кото­рые не могли находиться в собственности граждани­на. Среди них — природные составляющие, такие как водные пути, пустынная местность, воздух. Существовало понятие «нечистых вещей» (свинина, вино), запрещаемых ре­лигией. Понятием Вакуф Определялась собственность, став­шая пожертвованием храму. Право собственности было не­зыблемым, его никто не мог ограничить.

Прямым выражением религиозных догм стало семейное право. Холостое положение не приветствовалось шариатом. При заключении брака обязательным ус­ловием было заключение брачного договора. Специфичным стало разрешение многоженства. Система наказаний в Араб­ском халифате была весьма суровой. Большинство преступ­лений рассматривались как направленные против Аллаха.

Судебный процесс шариата имел обвинительный характер. Процессуальные процедуры производились в устной фор­ме. Примечательно, что клятва на Коране принималась в суде как веское доказательство.

< Попередня   Наступна >