Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Войны за независимость в испанских и португальских колониях Латинской Америки. Каудилизм. Неоколониализм. Гражданский кодекс Аргентины 1871 г

Войны за независимость в испанских и португальских колониях Латинской Америки. Каудилизм. Неоколониализм. Гражданский кодекс Аргентины 1871 г

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Соотечественники Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро уста­новили на покоренных территориях жесткий тиранический режим управления, обложив индейцев (так именовались все коренные жи­тели двух Америк после того, как сюда прибыл Колумб в поисках Индии) тяжелыми налогами и заставив их работать на фермах бога­тых испанских поселенцев. Так возникли колониальные территории и затем независимые государства в районе Центральной и Южной Америки, получившем также название Латинская Америка.

В XVI—XVII Вв. Испания стала самой крупной по тем временам империей с могущественным аппаратом правительственной власти, чудовищным бюрократизмом и коррупцией. Управление колониями было организовано следующим образом. Вначале этими делами ве­дала частично Торговая палата, затем, с 1524 г., ими занимается Со­вет по делам Индий, состоящий при короле. Совет ведал подготов­кой законов, распределял высшие должностные посты в четырех за­морских вице-королевствах и включал в себя Апелляционный суд.

Изданный в 1680 г. Свод законов королевства Индий Закрепил различные виды поземельной собственности и личной зависимости, практикуемые в колониях. Среди первых наиболее распространен­ными были Латифундии, А из вторых — Пеонаж (статус полукрепост­ных кабальных поденщиков). Свод законов был довольно обшир­ным, он состоял из девяти книг и 6377 законов. Особая роль выпала на долю церкви. Еще в 1493 г. папа римский особой буллой предос­тавил королям Испании право патронажа над церковью в колониях, в том числе полномочия по назначениям на должности священни­ков и монахов. Пользуясь покровительством и льготами, церковь сумела Сосредоточить в Своих владениях около трети всей пахотной земли.

Серьезным соперником Испании была Португалия, Начиная с то­го момента, когда Один Из португальских мореходов Заблудился И вместо Африки Попал на побережье Бразилии. Несколько колони­альных территорий удалось Создать В этом регионе также Британии, Франции И Голландии. США удачно воспользовались благ

оприят­ной обстановкой, вызванной освободительными движениями в ко­лониях, и частично отвоевали (у Испании), частично выкупили (па-пример, Луизиану у Франции В 1803 г.) новые территории.

История отдельных колониальных владений при всем сходстве внешних условий имела много своеобразных И Даже контрастных черт. В Парагвае был опыт создания автономного государства На Рабском груде индейцев в церковных, принадлежащих иезуитам, землях, так называемых Редукциях, Где работники подвергались тща­тельной регламентации не только В Труде, но И в лично-семейной Жизни. Этот опыт впоследствии стал предметом восхвалений или осуждений со стороны европейских Философов (Д. Дидро, С ) . Конт И др.).

Не Менее уникальной оказалась судьба населения о. Гаити, от­крытого Колумбом и ставшего затем опорной базой Французских Пиратов. Большая часть туземцев умерла от болезней или была ис­треблена в ходе столкновений с пришельцами. Впоследствии сюда стали привозить чернокожих рабов из Африки. В конце XVIII В. здесь собралось около 400 тыс. чернокожих, несколько тысяч корич­невых (потомков белых и черных поселенцев) и небольшое число белых поселенцев, в основном ремесленников и фермеров, а также владельцев плантаций (хозяйств, ориентированных на выращивание какой-либо одной сельскохозяйственной культуры). В 1791 г. про­изошло успешно завершившееся восстание чернокожих рабов под руководством Туссена Лувертюра, Сына раба, прозванного черным Спартаком. Девизом его восстания стало: «Победить или умереть, смерть или свобода» (отзвук девиза якобинцев о защите отечества). Во время его правления в должности губернатора у плантаторов бы­ла отобрана земля и роздана неимущим. Французским колонизато­рам удалось Обманным Путем захватить предводителя восстания в плен. Туссен Лувсртюр умер в тюрьме.

Незадолго до этих событий дальний потомок императора инков Тупак Амару, Местный, губернатор Перу Из индейцев, Отменил Раб­ство, Изгнал чиновников-испанцев и заменил их выборными На­чальниками. Амару мечтал о восстановлении империи инков. В хо­де Военных действий Он был предан, его 60-тысячная Армия разби­та, а самого его на глазах жены и ребенка разорвали на части лошадьми, жилище сровняли с землей и посыпали солью — «чтоб трава не росла».

Когда Наполеон назначил своего брата Жозефа королем Испа­нии, испанские колониальные правительства в Америке отказались признать его и одно за другим объявили о своей независимости. Это движение распространилось и на португальские колонии. Антиис­панские выступления в Новой Испании (Мексика, Флорида, Орегон и др.) начались в 1808 г. Аргентина (провинция Рио-де-ла-Платы) провозгласила независимость в 1810 г., Парагвай и Венесуэла — в 1 8 1 1 г. , Колумбия — в 1 8 1 3 г. , Чили — в 1 8 1 6 г. Официальное при­знание независимости произойдет позднее: независимости Аргенти­ны — в 1 8 1 6 г., Чили — в 1 8 1 8 г., Великой Колумбии — государства под руководством Симона Боливара — в 1822 г.

Симон Боливар (1783—1830), выдающийся лидер латиноамери­канского освободительного движения, был сыном богатого венесу­эльского креола, помещика и купца. В молодости он много путеше­ствовал по Европе, увлекался идеями просветителей, таких как Рус­со и Вольтер. Под сильным влиянием освободительных идей американской и французской революций он включается в борьбу за независимость своей родины. «Я не успокоюсь до тех пор, — гово­рил Боливар, — пока не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину». Он создает освободительную армию Венесуэлы, про­возглашает отмену рабства, привлекает часть черных жителей в вой­ска, а крестьянам обещает землю. Ему присваивается чин генерала и почетное звание «Освободитель». В честь Боливара выпускается мо­нета с его изображением, сооружается множество памятников. За помощь в освобождении Верхнего Перу — родины инков — эту ос­вобожденную страну назвали Боливией. В освободительной армии Боливара сражались многие добровольцы из Европы — ирландцы, итальянцы, поляки, русский подполковник Иван Минута и др.

Однако отмене рабства воспротивились плантаторы, католиче­ское духовенство. В ряде программных выступлений и конституци­онных проектов Боливар выступил за создание государства с высо­кими этическими принципами, с идеалами патриотизма и разумной свободы. Он был последовательным сторонником республиканского устройства и в духе древних римлян проповедовал мораль и просве­щение как две основы республики. В проекте конституции для Верхнего Перу он надеялся удовлетворить основные политические устремления участников освободительной борьбы — стремления к объединению (федерализм), к твердой и сильной власти (аристокра­ты), сохранению равенства (демократы). В области разделения вла­стей он предложил дополнить обычную триаду еще двумя учрежде­ниями — Палатой по вопросам морали (с функциями всеобъемлюще­го контроля за исполнительной и законодательной властями) и Палатой общественного образования (с функцией воспитания моло­дежи в духе понимания прав и обязанностей человека и граждани­на). Находясь во главе федерации трех бывших территорий Новой Гранады, названной Великой Колумбией, он встретил сопротивле­ние своим проектам в среде помещиков и католического духовенст­ва. В 1829 г. в армии произошло восстание против диктатуры Боли­вара, и ему пришлось уйти в отставку. «Независимость, — говорил он, — это единственное благо, которого мы достигли за счет всех других». В 1830 г. созданная Боливаром Великая Колумбия Распада­ется На три независимые республики — Венесуэлу, Колумбию и Эк­вадор.

Бразилия. В 1807 г, португальский король бежал от армии Напо­леона и переместил свой двор в Рио-де-Жанейро. Здесь он оказал Покровительство Развитию торговли и Промышленности. После воз­вращения в Лиссабон король передал власть своему сыну Педро, который по прошествии некоторого времени также покинет родину и в 1822 г. станет императором Бразилии под именем Педро I. В 1824 г. в Бразилии принимается Конституция, закрепившая эти перемены.

Мексика. После начала освободительной борьбы Мигель Идальго, Сельский священник, ставший главным мятежником с титулом «отец отечества», призвал индейцев и метисов вернуть себе отнятые земли. Он же приказал в 10 дней освободить рабов и Отменил Собирание дани с общин. Ему удалось собрать стотысячную крестьянскую ар­мию. Идальго захвачен в плен испанцами и расстрелян в 1811 г. Его сподвижник Хосе Морелос командовал 40-тысячным Ополчением индейцев. В ответ на присвоение ему титула «Высочество» принял звание «слуга нации». Он также был расстрелян испанцами.

В 182! г. Мексика добивается независимости и после трех лет мо­нархического правления под началом императора Агустино I В 1824 1. в результате переворота становится республикой.

Каудилизм {правление военных диктаторов). По мерс того как но­вые Государства Становились независимыми, военные или граждан­ские вожди времен освободительной войны Каудильо — Устреми­Лись к. захвату Власти при помощи оружия. За этими действиями скрывались не только личное честолюбие и борьба кланов, но и объ­ективные потребности в поддержании порядка в Разоренной И обес­силенной гражданскими войнами стране. Однако этот способ обнов­ления правительственной власти стал применяться довольно часто, и многим латиноамериканским странам пришлось вступить в период непрестанных переворотов, Подтасованных выборов И новых граж­данских войн.

Политическая окраска авторитарных Военных Режимов была Са­мой Разнообразной. На родине Боливара с 1830 по 1843 г. Правил Re Нерал Паэс, неграмотный, Но имевший Бесспорные Заслуги в борьбе за Независимость Страны. В Эквадоре Габриэль Морено Дважды из­бирался Президентом и возглавлял Клерикальную Диктатуру. Дикта­тор Парагвая называл себя Робеспьером. В Мексике с 1876 г. в ТечеНие 34 лет правил Порфирио Диас, герой войны против Наполео­на III, Который расстался с должностью только во время революции 1910 г. И Умер в изгнании. В 1889 г. происходит низложение бразиль­ского императора Педро II и Страна провозглашается республикой.

Эта нестабильность оказалась выгодной не только бывшим мет­рополиям, но и могущественным соседям. В 1836 г. США спровоци­ровали переворот в Техасе, в результате которого последний отде­лился от Мексики и стал самостоятельной республикой. В 1845— 1848 гг. Техас и Флорида аннексируются США, а затем в результате американо-мексиканской войны Мексика утрачивает Калифорнию, Нью-Мексико, Аризону, Юту и Колорадо. В 1849 г. в Калифорнии открывают месторождение золота. В 1898 г. в результате испано-аме­риканской войны Куба провозглашается независимым государством под временным протекторатом США.

В 1867—1879 гг. небольшому Парагваю навязывается кровопро­литная война по поводу границ с альянсом трех государств — Арген­тины, Бразилии и Уругвая. В итоге Парагвай был превращен в руи­ны, его миллионное население уменьшилось до 300 тыс. В войне Чили с Боливией И Перу победа оказалась на стороне Чили, в ре­зультате чего Боливия навсегда лишилась выхода к морю.

Неоколониализм. Начальный период освободительных войн лати­ноамериканских стран имел своим ближайшим следствием освобож­дение без разрыва колониальных связей. После признания независи­мости новых государств со стороны Испании и Португалии наступа­ет новый этап взаимоотношений слаборазвитых в экономическом и политическом отношении стран этого региона с более развитыми и одновременно более могущественными державами Европы и Север­ной Америки. Примерно с середины XIX в. наступает смена колони­ального европейского империализма (1500—1850) периодом эконо­мического империализма, основанного на косвенной власти и влия­нии могущественных держав (главным образом на финансовых, промышленно-торговых и дипломатических способах влияния и воздействия на политику новых государств), а не на прямом колони­альном контроле и диктате.

Страны Латинской Америки в этом смысле явились не только первыми новыми нациями-государствами в этой части земного ша­ра, но и первыми объектами неоколониального влияния и контроля. В американском регионе новая ситуация становится наиболее явст­венной после провозглашения так называемой доктрины Монро в 1823 г. (от имени тогдашнего президента США), согласно которой район двух Америк объявляется зоной, закрытой для политического и иного вмешательства европейских держав. Будучи закрытой, или, точнее сказать, ограниченной для вмешательства европейских дер­жав, эта зона, как свидетельствуют исторические факты, становится поприщем для плодотворных военно-захватнических или финансо­во-дипломатических операций самих Соединенных Штатов.

Сопротивление данной политике и влиянию оказали не только европейские державы, но и сами новые государства Латинской Аме­рики. Лидерами этой борьбы стали Мексика, Аргентина, Чили и не­которые другие страны, имеющие те или иные ресурсы (сырье, де­шевая и Относительно Квалифицированная рабочая сила), пригод­ные и выгодные для использования в системе экономического империализма (неполитического колониализма).

Несмотря на военные поражения и территориальные утраты, наиболее успешной оказалась борьба Мексики за независимое суще­ствование и экономическую самостоятельность. Памятными вехами здесь стало правление президента Хуареса и революция 1910— 1920 Гг. Бенито Хуарес (1806—1872) происходил из семьи крестьяни­на-индейца, получил юридическое образование и преодолел затем все ступени восхождения к высшей выборной власти. В 1861 г. он избирается президентом Мексики и сразу же Становится Перед необ­ходимостью сдерживать натиск французских войск, присланных На­полеоном III Для изъятия долгов и возведения на престол австрий­скою эрцгерцога Максимилиана в качестве императора Мексики. Благодаря сопротивлению народа и президента, переизбранного на Новый Срок, присланные войска были вынуждены отступить, сам эрцгерцог попал в плен и был расстрелян.

Еще в 1855 г. Хуарес, будучи министром юстиции, народного об­разования и религиозных культов, стал инициатором закона об от­мене особых привилегий для духовенства и военного сословия. Во время гражданской войны 1857 г. он стал инициатором серии соци­альных законов, имевших целью национализацию всего церковного имущества, наделение крестьян землей и провозгласивших задачу справедливого распределения земельной собственности. В ответ на обвинения в социализме и коммунизме он утверждал, что «социа­лизм — это естественное стремление улучшить условия и свободное развитие физических и моральных Качеств Человека. Каждому по его способностям, по его делам, по его знаниям. Лишь тогда исчезнут привилегированные классы и несправедливые преимущества». Столь же характерный утопически-социалистический подход он демонст­рировал и по отношению к другим областям власти и управления. В области международного права «в отношениях между отдельными людьми, как и между нациями, уважение прав других ведет к миру».

В 1910 г. в стране началось восстание против диктатуры Порфи-Рио Диаса, которое переросло в семилетнюю гражданскую войну. Особенно мощными в этот период оказались движения в защиту ну­ждающихся, неимущих крестьян, которые составили массовую базу повстанческой армии. Не все планы и программы были воплощены в жизнь, но страна вышла из этого испытания сильно обновленной.

В Конституции 1917 г. за нацией были закреплены права на землю и ее недра, крестьянам было обещано вернуть отторгнутые у них земли и наделить неимущих из государственного земельного фонда. Кон­ституция признавала права профсоюзов и 8-часовой рабочий день. Вводилось бесплатное и обязательное начальное образование. Госу­дарство объявлялось президентской, федеративной и демократиче­ской республикой.

Аргентина. Основы государственной сплоченности здесь были за­ложены в пору правления Хуана Де Росаса (1829—1852). В период правления более либерального президента Доминго Сармьенто (1868—1874) страна п у т е м реформ превратилась в промышленно раз­витую страну с централизованным правлением и значительной авто­номией провинций. По инициативе президента был открыт Нацио­нальный банк Аргентины, создана Академия наук, построены шко­лы, публичные библиотеки. Высказывались и находили отклик идеи социалистическо-утопического направления. В это же время был разработан один из первых в этом регионе гражданских кодексов.

В первой четверти XX столетия здесь были проведены очередные социально-экономические реформы. Разрешена деятельность проф­союзов, вводился 8-часовой рабочий день и двухнедельный оплачи­ваемый отпуск. Крестьянам были розданы значительные земельные наделы из национального земельного фонда, арендаторы получили новые гарантии своих прав на владение.

Аргентинский гражданский кодекс 1871 г. Составителем Кодекса Аргентинской республики стал человек по имени Долмасио Велес Сарсфельд, а источниками — старые испанские законы, законода­тельство патриотического правительства, правовые обычаи и дейст­вовавшее в то время законодательство. В распоряжении составителя оказались практически все кодексы, опубликованные в Европе и Америке. В частности, он использовал Испанский гражданский ко­декс 1 7 5 1 г., составленный Гойеной; Чилийский кодекс 1855 г., под­готовленный Велло и превосходивший, по мнению Сарсфельда, ев­ропейские кодексы; проект бразильского кодекса, разработанный Фрейтасом. Разумеется, важным источником заимствований стал также и Французский кодекс 1804 г., из которого Сарсфельд перепи­сал, по некоторым подсчетам, 145 статей и еще половину из 2282 ста­тей рецепировал частично. В его распоряжении были также тексты Прусского земского уложения 1794 г., гражданские кодексы Сарди­нии, Палермо и Кодекс обеих Сицилии (Италия), а кроме того, про­ект кодекса Баварии, Саксонское гражданское уложение 1865 г. и не­которые другие кодификации.

Объем законодательного сборника оказался весьма внушитель­ным — 4051 статья. Кодекс состоял из двух вводных титулов и четы­рех книг. Первая книга посвящена правовому статусу лиц и семей­ному праву, вторая — обязательственному праву, третья — вещному праву, четвертая содержала общие положения об обязательствах И Вещных правах и делилась на три части, относящиеся к наследова­нию, приобретению И Утрате обязательственных прав.

«Все лица, — говорится в Кодексе о юридических лицах, — спо­собные приобретать права и брать На Себя обязательства и не являю­щиеся лицами, существующими реально, называются лицами, суще­ствующими идеально, или юридическими лицами» (ст. 32). Для ха­рактеристики физических лиц используется также выражение «видимое существование». Сама градация юридических лиц носит весьма оригинальный характер: государство, каждая из провинций федерации, каждый муниципалитет, церковь, а Также Общественные, религиозные, благотворительные, научные, литературные учрежде­ния, религиозные общины, колледжи, университеты, акционерные общества. Кроме того, участниками гражданско-правовых отноше­ний могут быть юридические лица иностранных государств, относя­щиеся примерно к тем же категориям, что перечислены в наборе На­циональных Юридических лиц.

Семья для католиков предстает в юридических определениях как единство естественных, гражданских и религиозных уз, скрепляемых церковным браком. Сам брак воспринимается «вечным сожительст­вом, как этого требуют религия и обычаи страны» (позднее в эти формулировки внесены изменения — ст. 167).

Право собственности регулируется ст. 2524, где перечисляются способы приобретения собственности. Собственность приобретает­ся, согласно Кодексу, путем захвата, переработкой, приращением, традицией (путем передачи по согласному волеизъявлению сторон), путем получения плодов, наследования прав собственности и за дав­ностью пользования.

Несовершенства Кодекса были связаны с его громоздкостью и некоторыми просчетами составителя, которые пришлось исправлять специальными законами в 1878—1882 гг. Определенные несовер­шенства связаны также с сохранением традиции как способа переда­чи собственности, ограничения в использовании имущества для суп­ругов и др. Положительными сторонами Кодекса стали закрепление принципа формального равенства граждан перед законом, свобода в заключении договоров и в использовании собственного имущества. Еще одной важной позитивной стороной стало его содействие спло­чению страны за счет упразднения партикулярных (обособленных) систем действующего права.

В 1 9 2 6 и 1 9 7 6 г г. были составлены новые проекты гражданского кодекса, но ни один из них так и не был принят. В 1968 г. специаль­ным законом были изменены несколько статей Кодекса. В конечном итоге пришли к такому варианту, когда гражданский кодекс действу­ет наряду с другими законами, восполняющими пробелы в отдель­ных областях гражданско-правового регулирования.

Контрольные вопросы

Как возникали и как управлялись государства древних майя и ац­теков?

Как управляется доминион Канада?

Как создавался Аргентинский гражданский кодекс 1871 г.?

Литература

Конституционные акты Канады // Конституции зарубежных го­сударств. М., 1996. С. 315—401; Медведев С. Н. Гражданский кодекс Аргентины 1871 года. М., 1973.

< Попередня   Наступна >