Конституция 1946 г. Роль решений Верховного суда Японии

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

История Японии в первой половине XX столетия отмечена воен­но-экспансионистскими устремлениями — войнами с соседями, ко­лониальными захватами, соучастием в новом переделе мира в союзе с нацистской Германией и фашистской Италией. После Русско-японской войны 1904—1905 гг. милитаристское правительство Япо­нии устанавливает в 1905 г. протекторат над Кореей, а в 1910 г. ан­нексирует ее. В 1918—1920 гг. предпринимается интервенция против Советской России на Дальнем Востоке, которая терпит неудачу. В 1931 г. оккупируется Маньчжурия, в 1937 г. начата война по захва­ту всего Китая. Во Второй мировой войне Япония выступает союз­ником Германии и Италии и в сентябре 1945 г. капитулирует.

После поражения в последней войне сложилась очень трудная ситуация: было уничтожено около трети тяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн солдат и вдобавок из многих мест в страну въехало 1 , 5 млн беженцев. И н ф л я ц и я достигла 5000%. Однако про­веденные правительством реформы увенчались успехом. Оказалась оправданной стратегия перевода промышленности на мирные рель­сы и перестройка ее на извлечение торговой прибыли. В США были закуплены патенты на изобретения на сумму 8 млрд долл., а через некоторое время доход от их внедрения в экспортных производствах и торговле с Америкой составил 25 млрд долл. Эти перемены можно считать второй революционной модернизацией страны за последние 100 лет.

Конституция Японской империи 1946 г. (одобрена 3 ноября, всту­пила в силу 3 мая 1947 г.) формально была принята парламентом и утверждена Тайным советом 3 ноября как изменение Конституции 1889 г., но на самом деле она оформила вместо фиктивной реальную парламентскую монархию. Монарх назначал помимо членов Тайно­го совета также членов Верховного суда, утверждал выборы премьер-министра. Парламент отныне выбирал кабинет министров и контро­лировал его С Помощью Рецепированной Процедуры импичмента, которая за прошедшие полвека применялась неоднократно.

Парламент состоит из двух п

алат — Палаты советников, Избирае­мой на шесть лег (как американский Сенат) с перевыборами каждые Три года, и нижней Палаты представителе!!, Избираемой На Четыре года. Активное избирательное право наступает с 20 лет, пассивное — с 30 лет - в верхнюю палату и с 25 — в нижнюю. Подлинным нов­шеством стали именно демократические процедуры и институты. До Второй мировой войны демократия воспринималась как неприспо-Собляемая И неприемлемая модель устройства. Отныне в Конститу­ции Были зафиксированы положения О суверенной власти народа, о Естественных Правах и гражданских свободах гражданина и Гаранти­ях этих Положений в виде отдельных учреждений, норм и процедур Либерально-демократического Назначения.

В Конституционных Положениях очевидны Заимствования из опыта других стран, И прежде всего США. Защита личных прав обеспечивается путем включения в их перечень Гражданских Свобод и Ряда Естественных прав в той формулировке, которая была предло­жена Т. Джефферсопом в Декларации независимости 1776 т.: «В е с - люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и на Стремление К счастью является, поскольку это не нарушает обще­ственного благосостояния, высшим предметом заботы в области за­конодательства и других государственных дел» (ст. 13). Конституция провозглашает, что все люди равны перед законом и не могут Быть подвержены Дискриминации по мотивам расы, религии, пола, соци­альною положения, а также происхождения. В этой связи подчерки­вается, что «пэрство и прочие аристократические институты не при­знаются». Уважение к социальным и социально-экономическим правам во многом продиктовано влиянием Веймарской конституции и опыта законодательного регулирования этих прав в период Нового курса Рузвельта.

Организация И деятельность парламента и судебный надзор за Конституционностью «любого закона, приказа, предписания или другого Официального Акта» (ст. 81) также сходны с английскими И Американскими учреждениями этого рода. Однако имеются положе­ния и конструкции вполне оригинальные или весьма редко Встре­чающиеся, А Потому Малоизвестные.

По Сути уникальной Является ст 0, которая Имеет пацифист­скую направленность, Как принцип Пронизывающую Всю Конститу­цию. «Искренне Стремясь к Международному Миру, основанному на Справедливости И порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы войны или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздуш­ные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение го­сударством войны не признается». Эта конституционно-правовая конструкция перекликается с созданным положением Преамбулы Конституции, которое гласит: «Мы, японский народ, желаем вечно­го мира и преисполнены сознания высоких идеалов, определяющих отношения между людьми; мы полны решимости обеспечить нашу безопасность и существование, полагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в ме­ждународном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетер­пимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на жизнь, свободную от страха и нужды».

Япония является страной многих религий и религиозных культов. Здесь уживаются синтоизм, буддизм, христианство, ислам, дзэн-буд­дизм. Исконным является Синтоизм, Испытавший влияние буддий­ских идей и обычаев. Конфуцианство появилось здесь раньше буд­дизма, однако оно утвердилось главным образом в сфере нравствен­ной, в частности в сфере моральных требований и обычаев. Число синтоистских и буддийских храмов примерно одинаково, но буддий­ских священников в два раза больше, чем синтоистских, а прихожан чуть меньше. Дело в том, что большинство буддийских организаций считает светских руководителей также и духовными лицами. Число верующих примерно в полтора раза больше, чем население страны. Нередко посетитель синтоистской святыни числится еще и прихожа­нином буддийского храма, с которым были связаны его предки. Многие граждане совершают бракосочетание по синтоистскому об­ряду, а похороны — по буддийскому.

Синтоизм связан с очень древними местными обычаями, и его можно представить как сплав родо-племенного культа, культа при­роды и героя, а также культового поклонения императору. Считает­ся, что Большой Храм синтоистов является местом обитания богини Солнца, основательницы императорского дома. В 1868 г. вместе с восстановлением власти императора было учреждено Управление по делам храмов, а синтоизм был провозглашен государственной рели­гией.

Буддизм пришел из Индии через Китай и Корею в 538 г. и был принят под покровительство императорского дома усилиями принца Сётоку. По его указанию был сооружен храм, затем возникло шесть школ традиционного буддизма. В древней столице Паре была соору­жена Великая статуя Будды из бронзы, которая символизировала мощь императорской власти. В IX—XIV вв. В Стране возникают тай­ные Буддийские Секты, которые обслуживали дворцовую аристокра­тию И содействовали Сближению и слиянию с синтоизмом. Затем в эпоху Камакура (I 192—1333) — эпоху аскетизма и военных заня­тий — возникли другие секты, в том числе секта дзэн-буддизма. Ее последователи уделяли больше внимания обретению навыков, А Не изучению доктрины. В эпоху Токугава буддийские храмы использо­вались как государственные регистрационные учреждения.

Во время Русско-японской войны начала XX в. в христианском храме в Токио и других местах можно было свободно отслужить мо­лебен за победу российского воинства. На могиле святого Николая Японского (в миру — Иван Касаткин), крупного религиозного орга­низатора и православного просветителя в Японии, имеется каменное надгробие В Виде венка от императора Японии.

Положение религиозных общин регулируется ст. 20 Конституции 1946 г.: «Ни одна религиозная организация не должна получать ка­ких-либо привилегий от государства, а равно пользоваться полити­ческой властью. Никто не может быть принужден принимать уча­стие В Каких-либо религиозных актах, празднованиях, ритуалах или церемониях. Государство и его органы должны воздерживаться от религиозного образования и других форм религиозной деятельно­сти».

После Второй мировой войны в стране появились мощные Рели­гиозные Движения — Сока гаккай, Рисэ косэйкай И др., которые были ориентированы на участие в политике и общественных мероприяти­ях. Помимо основных и традиционных религиозных организаций определенную активность проявляют представители так называемых смешанных религий со своими храмами и лидерами. Некоторые из них, как, например, секта Аум синрикё, Претендуют на синтез рели­гий мира и часто критикуются за эклектизм, вульгарность, религиоз­ный фанатизм, преступные действия (в середине 90-х гг. имело ме­сто применение Отравляющего Газа сектантами Аум Синрикё в То­кийском метро).

Основные права человека, гарантированные народу Японии дан­ной Конституцией, Являются, согласно ст. 97, «результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели В Прошлом суровые испытания и Дарованы Нынешнему и будущим поколениям В Надеж­де, что они На Вечные времена останутся нерушимыми».

Очень характерными выглядят два положения Ст. 76 Конститу­ции, где говорится, что «административные органы не могут осуще­ствлять судебную власть с правом вынесения Окончательного Реше­ния» и что «все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей Совести; Они связаны только настоящей Конституцией и законами». Верховный суд более похож на американский, нежели на европей­ские конституционные суды, особенно в сфере полномочий по онределению конституционности любого закона или приказа, исходя­щих от учреждения власти.

В 1974 г. Верховный суд был запрошен относительно конститу­ционности Закона о гражданской службе, в котором содержался за­прет для служащих любого ранга принимать участие в политической деятельности определенного типа. После разбирательства Верховный суд поддержал этот закон во имя достижения высоких целей «госу­дарственного благосостояния» и признал его конституционным. За­прет, который оспаривался в запросе, не нарушает, по мнению Вер­ховного суда, баланса между интересами правительственной власти и интересами наемных служащих государства.

< Попередня   Наступна >