Государственный строй Парижской Коммуны (март—июнь 1871 г.)

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

После поражения под Седаном и капитуляции 100-тысячной французской армии возмущенные парижане ворвались в Законода­тельное Собрание и заставили декретировать упразднение империи и восстановление республики, что и произошло 4 сентября 1870 г.

В январе следующего года было подписано перемирие, здесь же Бис­марк устроил коронование германского императора. После выборов нового состава Национального собрания правительство возглавил А. Тьер, Начавший свою деятельность с непопулярных мер: отменил пособие национальным гвардейцам и отсрочку по квартирным пла­тежам, возобновил выплату по векселям. Намечалась также тайная операция по разоружению Национальной гвардии (около 200 баталь­онов), созданной за шесть месяцев осады Парижа пруссаками. Все эти меры встретили сопротивление республиканских антиправитель­ственных группировок, которые сплотились вокруг Центрального комитета Национальной гвардии, объявившего себя 19 марта 1 8 7 1 г. Временным правительством. Он же провел выборы в Совет Комму­ны по городским округам на основе всеобщего избирательного права и свободного обсуждения кандидатов. В итоге был сформирован со­вет из 80 депутатов, половину которых составили рабочие. Среди по­следних заметно преобладали последователи анархиста Прудона и ультрарадикала Бланки.

Парижские коммунары выдвинули и стали проводить в жизнь не­сколько новых для республиканской традиции лозунгов: дешевое правительство, новая форма организации законодательной и испол­нительной власти, отказ от постоянного войска, обновление кара­тельного аппарата и др. Удешевление расходов на содержание пра­вительства планировалось осуществить путем приравнивания зар­платы государственного служащего к зарплате квалифицированного рабочего. Предполагался роспуск старой полиции, отмена содержа­ния постоянного войска и замена последнего вооруженным наро­дом. Совет Коммуны подлежал превращению в совокупность комис­сий, работающих совместно и не так, как в парламенте, «где каждый стремится сказать св

ое слово». Принцип сотрудничества был таков: обсуждение коллегиальное — ответственность единоличная. Для ко­ординации работы комиссий общим числом 9 предназначалась так называемая Исполнительная комиссия, которая формировалась на паритетных началах всеми остальными комиссиями — финансовой, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда, промышленно­сти, общественных служб, обороны, общественной безопасности. Во главе комиссий стоял делегат — член коммуны, наделенный широ­кими полномочиями.

Совет Коммуны сочетал высшие законодательные и исполни­тельные полномочия в одном учреждении. Комиссии в делах испол­нительной власти заменяли министерства. Характерно, что в округах исполнительная власть вверялась особенно доверенным членам Коммуны, которым, согласно соответствующим законодательным установлениям, разрешалось «для ведения дел... взять себе в помощь комиссию по своему выбору и под свою ответственность». В области судопроизводства отдаленной задачей стало намерение «поднять су­ществующее судопроизводство на высоту демократических и социАльных Учреждений» — очень туманная формула, оставшаяся без должных пояснений. Более приземленной, но менее сложной стала реформа существующей системы образования. Здесь планировалось ввести специальным декретом «бесплатное, обязательное и исклю­чительно светское образование».

Уже декретом от 2 Апреля 1871 г. был установлен максимальный размер зарплаты чиновника — 6 тыс. фр. В Год. Предусматривалось Сокращение штатов разных ведомств на 75%. Вводился принцип вы­борности, подотчетности и сменяемости в любое время всех должно­стных лиц. Для некоторых должностей предусматривалось либо кон­курсное замещение должности, либо на основе экзаменационных испытаний, либо стажировки в должности.

19 апреля была выпущена Декларация Коммуны к французскому народу, В Которой страна объявлялась республикой, где все само­управление в городах и деревнях должно строиться по образцу Па­рижской Коммуны. Местные органы власти наделялись полномо­чиями утверждать местный бюджет и разверстку налогов, управлять всеми местными службами (суд, полиция, просвещение, управление местным имуществом). Каждой коммуне дозволялось иметь военную силу В Лице Национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны объединялись в округа, округа посылали своих депутатов в национальную делегацию, заседания которой должны проходить в Париже. Определяя характер движения 18 марта, Декла­рация объявляла республику «единственной формой, совместимой с правами народа, с правильным и свободным развитием общества», а в числе главных и перспективных задач провозглашала задачу «сде­лать власть и собственность всеобщим достоянием».

Парижской Коммуне пришлось позаботиться о передаче покину­тых владельцами предприятий в руки кооперативных рабочих об­ществ. Уставом Луврских мастерских вводился рабочий контроль за производством (21 мая). Вводилась отмена ночной работы булочни­ков, запрет штрафов и вычетов из заработной платы рабочего. Уста­навливались льготы на возвращение заложенной в ломбарды мебели, одежды, белья и орудий труда.

Судейские должности заполнялись по назначению, что Считалось Временной мерой. Раздавались призывы поставить следствие под контроль гласности. Прокурор Риго категорически возразил против намерения депутатов посещать заключенных и беседовать с ними и пригрозил уходом В Отставку. Коммуна не прибегала к казни воен­нопленных и заложников, и только в конце был осуществлен в каче­стве чрезвычайной меры расстрел 64 из 240 заложников. Расправа правительственных служб была жестокой и массовой: 30 тыс. комму­наров были расстреляны, 50 тыс. отправлены на каторгу, в ссылку или тюрьму.

Классики Научного социализма — Маркс, Энгельс, Ленин — рас­ценили опыт Парижской Коммуны как образец высшего типа демократии, которую должен взять на вооружение борющийся за свое ос­вобождение рабочий класс. Однако опыт коммунаров в значительной своей части был воспроизведением якобинского законодательного деспотизма с большой долей бездумного отрицания государственно-властной традиции управления и поддержания мира и спокойствия в обществе с классовым расслоением и политическим соперничеством разных слоев и групп.

< Попередня   Наступна >