Организация государственной власти
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в переводе означает «Черная земля». Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.
Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до земных правителей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. В «Мемфисском богословском трактате» — творении жрецов Птаха, датируемом периодом Древнего царства, говорится: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил жертвоприношения, основал храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец». Боги-творцы уничтожают изначальный хаос в созданном ими человеческом сообществе и выступают при этом в роли восстановителей всеобщей гармонии в виде Маат, Т. е. особого общественного Порядка и Истины на месте беспорядка. Подобно богам, фараон также должен был стремиться утвердить Маат на месте беспорядка («Тексты пирамид»). Маат со временем воспринимается также принципом справедливости, на котором строятся правильные человеческие отношения. В пантеоне богов появляется богиня справедливости с именем Маат.
Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири — главные помощники царей — начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.
Когда-то в древности страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших своих богов и управлявшихся по своим законам. В этих городах поклон
Долгое время Верхний Египет, расположенный вдоль узкой долины реки в южной части до первого из четырех порогов Нила, и Нижний Египет с его расширяющейся к северу долиной (дельтой) реки осваивались неодинаково. В письменном обозначении Верхний Египет изображался иероглифом в виде растения, произрастающего на полоске земли. Нижний Египет с его многорукавной заболоченной дельтой обозначался кустом папируса.
Приблизительно 52 века назад после продолжительного существования многих мелких и враждующих царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое стало важным элементом древнеегипетской цивилизации. Сама эта цивилизация отмечена печатью напряженной, богатой и многосторонней в своих проявлениях духовной жизни — религиозной, сказочной, поэтической, эстетической (скульптура, живопись, архитектура и др.). Ее хронологические рамки исчисляются почти тремя тысячелетиями, на протяжении которых она пережила периоды расцвета, надлома и упадка, а также периоды застоя, замедленных перемен или небольших социальных потрясений. Во время одного из таких потрясений, о которых мы узнаем из «Речений Ипусера» (XVIII в. до н. э.), восставшие не просто прогнали царя и не просто растащили богатство привилегированных слоев населения, они упразднили старую администрацию и суды вместе с их архивами и финансовой документацией. В оценке этих событий Ипусер использует метафору переворота — все перевернулось, отмечает современник восстания, подобно гончарному кругу: те, кто были внизу, стали наверху. Этой метафоре в описании социальных перемен суждено было возродиться в европейской социально-радикальной публицистике последних трех столетий.
Своды египетских законов до нас не дошли, о них дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако на основании косвенных исторических свидетельств — мифов, поучений и хвалебных надписей — можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Все это позволяет считать в известной мере обоснованным утверждение надписи о деяниях Рамзеса IV о том, что «боги смилостивились и решили направить страну на правильный путь в соответствии с законным порядком» (XII в. до н. э.). Египетские жрецы рассказывали Геродоту о тех временах, когда хорошие законы содействовали процветанию страны.
Законный порядок предполагал, согласно мифологическим разъяснениям относительно общественного устройства и обычаев, гармонию и соответствие порядков божественного (небесного) и земного (царственного) правления.
Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами. Фараон чаще всего воспринимался как сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререкаемым авторитетом, но в то же время послушный его воле и символическим указаниям. При этом напоминать ему о божественных велениях были вправе только люди определенного сословия и религиозно-культового ранга, т. е. верховные жрецы храмов. Поскольку владыка страны был особой священной, то обращение к нему могло быть только иносказательным. Его именовали символическим титулом «высокий дом», который произносился по-египетски «пер-о», с чем связано и слово «фараон». Статусная власть фараона обреталась в сложной борьбе между представителями различных фракций и слоев господствующего класса, и прежде всего представителей жреческого и бюрократического сословий (сановники, наместники, советники, писцы и др.).
Во внешних атрибутах фараон отчасти повторял титулатуру божества (как сын бога) — он тоже был владыкой Верхнего и Нижнего Египта, но вдобавок еще носителем многих необыкновенных и полезных способностей: он «владыка познания человеческого», олицетворение истины и справедливости. В одном из обращений к фараону его приравнивают к весам — характерному символу справедливого правосудия, уже существовавшему в юридической мифологии страны. «Т ы весы... Твой язык — стрелка весов, твое сердце — гири, твои уста — коромысло» (Тураев Б. В. История Древнего Востока: В 2 т. М., 1936. Т. 1 . С. 244).
И все же способность богов в решении дел по осуществлению власти над людьми, их судьбами была неизмеримо большей. Осирис, верховное божество эпохи Нового царства, величался владыкой Двух Истин (для земного и для загробного миров одновременно). Он председательствовал, согласно мифологии, в загробном судилище, в своем дворце, именуемом Двором Двух Истин. Здесь собиралась коллегия из 42 богов (вероятно, по числу номов), каждый из ее участников заведовал определенным грехом. Умерший человек переносился в загробный мир и представал перед коллегией Осириса с оправдательной речью. Его речь содержала перечень всевозможных и весьма добродетельных воздержаний — привычные способы добропорядочного и законопослушного поведения: «не крал», «не грабил», «не убивал» (в этом речь умершего во многом сходна с 10 заповедями Ветхого Завета), «не убавлял от меры веса», «не святотатствовал», «не совершал прелюбодеяний», «не подавал знаков в суде», «не оскорблял царя», «не оклеветал бога в городе своем». В такой речи имелись и весьма тонкие различения добропорядочного поведения, которые характерны для высокой культуры повседневного общения: «не был глух к правой речи», «не был несносен», «не был тороплив в сердце своем», «не шумел», «не надменничал» и др. (125-я глава «Книги мертвых», Вторая оправдательная речь умершего / Пер. И. М. Дьяконова // Поэзия и проза Древнего Востока. С. 72—73).
Таким образом, в круг необходимых познаний добропорядочного египтянина входило знание забот 42 богов, «сопутников великого бога», и конкретных заповедей (требований), олицетворяемых этими богами. По мнению многих историков, в Египте существовал обычай, согласно которому после смерти фараона созывалось собрание для решения вопроса, достойно ли он правил в отпущенный ему земной срок. Частное обвинение против фараона было правом каждого гражданина, и, если правитель был признан виновным в злоупотреблении, он был лишаем погребения.
Древний Египет обладал развитой письменностью с двумя основными видами письма — Иероглифическим (рисуночным) и Иератическим (скорописным). Знатоки и умельцы этого рода занятий — писцы — были в большом почете. Прославление писца как человека знающего и умеющего и к тому же мудрого было традиционным для древневосточной лирики и официальной педагогики. «Нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома» («Поучение Хети для сына знатного вельможи»). «...Книга лучше расписного надгробия и прочной стены, — говорится в папирусе конца II в. до н. э. — Написанное в книгах возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина». И еще одно суждение: «Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспоминать его устами тех, кто передает это в устах других» (пер. А. А. Ахматовой).
Раннее изобретение письменности послужило стимулом не только к рационализации учетно-административной и инженерно-строительной деятельности, но и к высокому уровню образованности. Первые школы появляются еще во времена Древнего царства, это были школы при храмах и школы писцов. В эпоху Среднего царства появились школы второй ступени, где стали изучать математику, астрономию, медицину, географию, письмо, мифы и предания, а также делопроизводство, землеустройство и строительное дело. В школах писцов учили чтению иероглифов, письму и счету. Занятия продолжались с утра до позднего вечера. Писали черной краской с помощью тонкой тростниковой палочки, каждый новый абзац начинали красной краской (отсюда название «красная строка»). Тексты состояли из типологизированных поучений житейской и профессиональной мудрости, славословий богам, фараонам и вельможам, религиозных преданий. Для политической мифологии Древнего Египта характерно подчеркивание взаимозависимости и «взаимоотражения» космоса и устройства государства, т. е. зависимости природной и социальной деятельности. «Вселенная представлена как хорошо налаженная машина, где все управляется царем богов (отцом фараона!). Однако эта вселенная-государство описывается не в политических терминах (как, например, в Китае), а в природных» (Мелетин-ский Е. М. Поэтика мифа. М., 1970).
Большое внимание уделялось воспитанию послушных и умелых чиновных администраторов. В «Поучениях Птахотепа» (в редакции Среднего царства, XXI—XVII Вв. до Н. Э.) говорилось по этому поводу следующее: «Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное» (здесь приводятся предостережения вельможи своему сыну от жестокости в обращении с подчиненными и от нарушений законов).
В другом месте этого же обращения говорилось: «Если ты приближенный царя, заседающий в совете господина владыки своего, будь осмотрительным и молчи — это полезнее, чем... Говори лишь после того, как ты осознал, что ты понимаешь суть дела. Это умелец, говорящий в совете. Труднее умная речь, чем любая из работ...»
Египтяне, как и многие другие древние народы, были солнцепоклонниками. В эпоху Среднего царства верховным божеством становится фиванский бог Амон, который отождествляется с более древним богом солнца Ра и начинает именоваться Амоном-Ра, а фараон объявляется сыном этого бога. Амон-Ра Был царем богов и одновременно царем Верхнего И Нижнего Египта. Люди вышли из очей его, боги из уст его. Он не только царь обоих Египтов, но «владыка всего, что обегает диск солнца», «владыка неба и владыка земли», «начало жизни». Лучи его кормят все пашни: установленный Им Ход времени, в том числе сезонные циклы, предназначен для того, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное этим божеством (Гимн богу Амону / Пер. И Коммент. М. Коростовцева // Поэзия И Проза Древнего Востока. С. 68—70).
< Попередня Наступна >