Структура Институций

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Институты римского частного права изложены Гаем по схеме: «лица — вещи — иски», и эта схема не встречается до него ни у од­ного из древних знатоков права. Они написаны в 4 частях (книгах-комментариях), имеющих следующее фактическое содержание:

Кн. 1, § 1—200. О личных правах — о лицах как участниках право­вого общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основ­ных способах возникновения, признания и оформления правовых норм (т. е. об источниках права).

Кн. 2, § 1—289. О вещах — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человеческих и боже­ских.

Кн. 3, § 1—225. Об обязательствах — наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имуществен­ных, из оскорбления чести.

Кн. 4, § 1—187. Об исках — История гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и зашиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

Каждая книга разбита на параграфы, поэтому при цитировании указывается последовательно работа — Институции, затем книга и параграф. В начале первой книги даны общие сведения о праве, о различии между римским квиритским правом, составляющим особое достояние римлян, и общенародным правом, оказавшим влияние на историю всего гражданского права. Далее характеризуются отдель­ные источники права — законы, сенатские постановления, импера­торские указы (конституции), эдикты высших сановников, ответы юристов. К этому же разряду Гай относит интердикты (декреты) — торжественную формулу приказания или запрещения претора или проконсула. После этого сообщается о системе, которая положена в основу всего обсуждения гражданского права, — право личное (пер­вая книга), право вещное (вторая и третья) и, наконец, иски (четвер­тая книга).

В первой книге Изложены следующие вопросы личного права: о правовом состоянии людей, об отпущении на волю и о тех, кого по каким-либо причинам нельзя отпускать на волю; учение о власт

и господ над рабами, родителей над детьми, а также учение о браке, случаи невозможности заключения брака. Аренда или наем город­ской недвижимости характеризуется как «владение от нашего имени, но нам не подвластного». Завершает книгу обсуждение вопросов ус­тановления и прекращения опеки.

Вторая книга Излагает учения о разделении и подразделении ве­щей, о способах приобретения телесных вещей и вещей бестелес­ных, о способах приобретения вещей в собственность, затем учение о наследственном праве, которое переходит в следующую книгу.

Третья книга Открывается учением о наследовании без завеща­ния. Следующее за ним учение об обязательствах начинается с обсу­ждения реальных контрактов, после чего автор переходит к лите­ральным и консенсуальным контрактам. За общим учением об обя­зательствах следуют договоры купли, найма, товарищества и договор доверенности. Завершается книга учением об обязательствах из де­ликтов — кражи, насилия, причинения вреда.

Четвертая книга Начинается с изложения общего учения о видах исков, затем разговор идет о законных исках, о формулах, о посто­янных и временных исках. Далее следует учение о возражениях (ин­тердиктах), разбираются порядок и последствия интердиктного про­цесса. Книга о процессе заканчивается изложением вопросов о вы­зове в суд и о поручительстве в явке на суд к сроку.

Все лица по отношению к публичной правоспособности делятся на Свободных И Рабов. Свободные, в свою очередь, могут быть сво­боднорожденными и вольноотпущенными, причем последние под­разделяются еще на три категории: полноправные граждане, латиня­не и покоренные с оружием в руках. Это деление лиц отнесено к разряду высшего деления.

В отношении свободы и ее взаимосвязи с правоспособностью Гай выстраивает градацию из нескольких статусов: с наибольшей ут­ратой правоспособности (лишение свободы, утрата дееспособности по возрасту, болезни), с частичной (изгнание, выселение, взятие в плен) и малой (изменение в семейном статусе, переход из-под вла­сти отца под власть мужа). В случае совершения тяжкого преступле­ния гражданин мог уйти на положение латина либо перегрина (с от­казом от прав гражданства).

По отношению к частной правоспособности все лица делятся на самовластных, имеющих гражданскую самостоятельность («в своем праве»), и на подчиненных чужой власти («в чужом праве»). К пер­вым относятся лица вполне самостоятельные, свободные, а ко вто­рым — лица, находящиеся под опекой и попечительством. Лица вто­рой разновидности подразделяются по роду власти (и тем самым ро­ду зависимости), которой они подчинены, на лица в Потестарной Власти (родительской и власти домовладыки), и лица под властью мужа или обязательства, оформленного обрядом Манципации.

В книге о вещах Гай подразделяет все вещи на вещи божествен­ного права (они не принадлежат никому) и вещи человеческого пра­ва. Последние, в свою очередь, подразделяются на вещи публичные и частные. Затем идет деление на физические, реальные и бестелес­ные вещи. Телесные — это вещи в собственном смысле слова, тогда как бестелесные вещи — это правоотношения в той мере, в какой они служат предметом других юридических отношений, например сервитут, обязательство. В обсуждении способа приобретения вещей существенно деление на манципируемые и неманципируемые вещи; это деление свойственно только римскому праву (Гай. 11. 14а—22). Далее следует обсуждение квиритской и бонитарной собственности в связи с институтом давности.

По отзыву известного романиста XIX В. Дернбурга, Институции представляют собой труд, единственный из той самой «цветущей эпохи классической юриспруденции». Он осветил своим светом тот туман, который до него окутывал историю древнего права. «Без это­го сочинения мы не имели бы никакого понятия о многих сторонах классического права — эпохи, когда сквозь железное кольцо старого права постепенно стали пробиваться новые, прежде невиданные эле­менты, потребовавшие для себя признания и права на существова­ние — если бы не Гай, эта эпоха была бы потеряна для нас навсегда. Таков итог и крупнейшее проявление духа римского правоведения».

< Попередня   Наступна >