Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США

Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Первое послевоенное десятилетие стало периодом относительной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблю­дался высокий рост таких перспективных отраслей, как автомобиль­ная, радиотехническая и химическая промышленность. Генри Форд наладил конвейерный, по образцу разделки туш на мясокомбинатах, выпуск автомобилей, и был запущен лозунг «Каждому американцу по автомобилю». В 1929 г. один автомобиль приходился На 4,5 жите­ля. Потомки знаменитого финансиста времен Французской револю­ции Дюпона де Немура, организовавшего после эмиграции В США производство пороха, в 30-е Гг. Порадовали изобретением Неопрена И нейлона. Однако с 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад Произ­водства, Который принял глобальные масштабы: число безработных В Промышленных странах составило от 1 / 5 до 1 / 3 всех работоспособ­ных. В странах, поставляющих для них сырье, страдали от спада цен: в Аргентине зерном топили паровозы и пароходы, в Бразилии меш­ки с первоклассным кофе выбрасывали в океан. Столь всеохваты­вающий кризис получил впоследствии наименование Великой де­прессии.

К Началу 30-х гг. был определен ряд путей выхода из кризиса и объявлено о нескольких вариантах технологии преодоления кризис­ных тенденций. В Германии, Италии, Испании и Португалии Утвер­дились авторитарные режимы с тоталитарными тенденциями. В США, Великобритании и Канаде развитое пошло по пути коррек­тирующих реформ и государственного вмешательства в экономику. Социальное реформаторство стало характерным для скандинавских стран (Швеция, Дания и др.). В Испании и Франции была предпри­нята попытка выхода из кризиса путем создания общественных фор­мирований, названных Народным фронтом, отличительной чертой которых стал социальный реформизм, нацеленный на защиту соци­альных, и в особенности трудовых, прав населения.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название «нового курса» (the New Deal). К началу 30-

х гг. производ­ство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в ис­тории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвер­тый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры не­редко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные за­полонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали Гувервилями По имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного су­па, в юроде Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на сти­хийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы об­щественного организма — частную инициативу, свободную конку­ренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль неза­висимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882—1945), до этого дважды избирав­шийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест». провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административ­ной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планиро­вания (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообра­зие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с од­новременным освоением речной долины в штате Теннесси до произ­водства консервов.

Первыми мерами новой администрации стали запрет вывоза зо­лота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной систе­мы, укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий и некоторые другие. Законом от 16 июля 1933 г. вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальны­ми законами — так называемыми Кодексами честной конкуренции, В которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продук­цию, устанавливались продолжительность рабочего времени и раз­меры заработной платы, например на текстильных фабриках — 12 долл. в неделю на юге и 13 долл. на севере за 40 часов работы (Кодекс справедливой конкуренции для хлопчатобумажной тек­стильной промышленности от 17 июля 1933 г.). Эта серийная зако­нодательная программа была разработана «мозговым трестом» Руз­вельта, куда входили высококвалифицированные юристы Розенман (автор выражения «мозговой трест»), Р. Моли, экономисты А. Берль, Р. Тагвелл и др.

Общее название организации по осуществлению программы — НИРА (английская аббревиатура от National Industry Restoration Administration) — Общегосударственное управление по восстановле­нию национальной экономики. Сельскохозяйственная группа полу­чила аббревиатуру ААА (Agricultural Adjustment Administration) — Управление по регулированию земледелия. Управлению были пре­доставлены полномочия по регулированию цен на сельскохозяйст­венную продукцию и определена задача довести эти цены до уровня 1909—1914 гг. (Закон о регулировании земледелия от 12 мая 1933 г.). В регулирующую деятельность вошли приемы и средства самого раз­личного рода — оплаченное уменьшение посевных площадей, опла­ченное уменьшение поголовья скота. Уменьшение товарной массы должно было, по замыслу планировщиков, поднимать цены до уров­ня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких фер­мерских хозяйств. Закон Джонса от 13 апреля 1934 г. запретил фи­нансовые сделки с иностранными правительствами, не выполняю­щими своих обязательств перед США.

Следующей группой серийных мероприятий стали меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последстВий. Эту деятельность контролировала и направляла Федеральная ад­министрация чрезвычайной помощи (впоследствии ее стали называть Администрацией развития общественных работ). Безработных обыч­но направляли в специально создаваемые организации («трудовые лагеря»), где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов.

В эти же годы происходит сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников. В 1932 г. принимается Закон Норриса—Лагар-дия, Который уменьшил полномочия судов по изданию «судебных Предписаний» В связи с трудовыми спорами. Раньше таким Предпи­санием Можно было сорвать любую забастовку как нарушение дого­ворных обязательств. По этому же закону предпринимателям запре­щалось заставлять рабочих подписывать трудовой договор, Обязы­вающий Их вступить в профсоюз.

По Закону Вагнера (1935) была впервые осуществлена легализа­ция деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отмене­на уголовная ответственность за их создание либо за участие в за­конных забастовках и принято правило «закрытого цеха», согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, кото­рые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона.

В 1938 г. принимается Закон о справедливом найме рабочей силы, Фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Ревизия Меро­приятий И законодательства периода «новою курса» произойдет в следующем десятилетии путем принятия новых законов либо при помощи толкований и решений Верховного суда. Самый Длительный Эффект из Программных Законов «нового курса» имели Закон о соци­альном страховании (1935), заложивший основы современного соци­ального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов.

Закон Тафта—Хартли, или Закон о регулировании трудовых От­ношений От 23 июня 1947 г. признавал право работников на самоор­ганизацию и право на забастовку, но отмечал при этом, что ведение коллективных переговоров представителей работников с нанимате­лем рассматривается как «исполнение взаимной обязанности нани­мателя и Представителя Работников». Если соглашение не достигну­то, то закон предусматривал обращение к услугам Федеральной Службы посредничества и примирения.

Согласно закону забастовка также может стать предметом судеб­ного запрета, если она: создает угрозу для общественного здоровья или безопасности; отражается на Промышленности В целом или на важной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию, транспорт, связь или коммуникации между несколькими штатами или с иностранными государствами; или затрагивает производство товаров для коммерции.

< Попередня   Наступна >