Афины. Реформы Солона. Учреждения афинской демократии
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. В пору своего расцвета, относящегося к правлению Пе-рикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами
Солона.
Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились Эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых сограждан — земледельцы (геоморы), Ремесленники (демиурги) И батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.
Афинскими племенами вначале управляли наследственные вожди (базилевсы), Военачальники (полемархи) И Архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течение 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов — Ареопаг, Которое заседало на холме бога войны Арея, и народное собрание — Экклесия, Состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.
Реформы Солона. В 594 г. до н. э. архонт Солон (один из девяти входивших в коллегию архонтов) был облечен чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они Пелагами (от слова «ближние») и Шестидольниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выб
По своему происхождению Солон принадлежал к знатным людям, потомкам царя Кодра, по образу жизни — к средним слоям. Он прославился как одаренный оратор и мудрый советчик. В Народе ходило его крылатое выражение «равноправие войны не производит», однако состоятельным людям оно нравилось потому, что они ожидали равноправия по заслугам и личным достоинствам, тогда как неимущие ожидали благ от равноправия по мере и числу. Сам Солон воспринимался обеими партиями с доверием: для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного. В коллегии архонтов его выделили и снабдили чрезвычайными полномочиями.
Первым делом он освободил соотечественников от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название Сисахфия (стряхивание бремени). Имеется в виду бремя долгов личных, поземельных и др.
В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер такого владения. Одновременно введена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку и поощрение ремесла. При этом, согласно преданию, не обошлось без интриг, обмана и клеветы, связанной с замыслом отменить долги. Некоторые из друзей Солона, узнав о готовящейся реформе, скупили земельные участки (злые языки утверждали, что и сам Солон принял в этом участие) и после отмены долгов стали богачами. Однако обоюдная вражда сторонников и противников реформы Солона склоняет к выводу о том, что он все-таки проявил в этом вопросе, как и в других, умеренность и беспристрастность и не стал марать себя столь мелким и ничтожным делом. Введенная им свободная продажа земли не сопровождалась, однако, ее переделом и дроблением.
На основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством. Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления. В результате использования новых имущественных критериев различения классов был выделен Класс пентакосиомедимнов (пятисот-мерников, т. е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), Класс всадников (получающих 300 мер), Зевгитов (200 мер) и Фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения. И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.
Высшие должности он сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных от каждого из четырех племен (Фил) Кандидатур. Каждая фила отбирала в коллегию девяти архонтов по десять человек, и между ними бросали жребий. Эта процедура сменила практику, в соответствии с которой Совет ареопага Приглашал к себе кандидата и, обсудив его в своей среде, избирал подходящего человека на год, а потом отпускал.
Далее он учредил Совет четырехсот (Булэ), включавший по сто человек от каждой филы, но из первых трех разрядов. Он был учрежден в противовес аристократическому ареопагу.
Охрана законов, надзор за государственным порядком и привлечением ответственных, включая кары и штрафы, по-прежнему сохранялись за Советом ареопага (он состоял из пожизненных членов, бывших архонтов) и девятью действующими архонтами. По разъяснению реформатора, новый совет и старый ареопаг — это два якоря государственного корабля, на которых он вдвое крепче будет держаться в бурю.
Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), Который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс. запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 1 0 0 запасных.
О внешней стороне судебного разбирательства свидетельствует обвинительный акт против философа Сократа, осужденного на казнь за развращение молодых людей. «Мелит, сын Мелита, из пригорода Пифоса, под клятвою обвиняет Сократа, из пригорода Алоге-за. Сократ виновен в том, что он не признает богов республики и желает заменить их безумной игрой своего воображения. Он виновен в развращении молодых людей. Наказание — смертная казнь» (Беко. Организация уголовной юстиции в главнейшие исторические эпохи. Пер. с фр. СПб., 1867. С. 22).
Три направления Солоновых реформ Имели явную демократическую нацеленность, поддержанную последующими реформаторами — Клисфеном, Эфиальтом и Периклом. Эти направления сводились к следующему: отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; предоставление всякому желающему возможности выступить в суде или в собрании истцом за потерпевшего обиду (раньше, если обиженный терпел причиненный вред, то он либо сам, либо через посредников выступал истцом; отныне любой гражданин, видящий обиду по отношению к кому-либо, мог выступить в защиту обиженных); третьим новшеством стала возможность апелляции к народному суду на народном собрании, которое обладало высшими судебными и законодательными полномочиями.
Право на защиту обиженного (теснимого произволом, введенного в заблуждение и т. д.) означает новую тенденцию в политической жизни древнегреческого полиса, которую иногда называют Созданием (изобретением) Законов-воспитателей. К этому разряду со всей очевидностью примыкают требования Солоновых законов о том, что в случае междоусобиц необходимо под угрозой лишения гражданских прав примыкать к одной из соперничающих партий. Сюда же отнесем и закон о запрете брать живых людей под арест в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях (а разрешено, вероятно, на улицах, площадях и у себя дома). Безусловным был также запрет каким-либо образом нарушать покой мертвых. Существовал запрет убивать пахотного быка, потому что он был «товарищ человеку по работе». Если отец не научил сына никакому делу, то в старости сын не был обязан должным образом содержать такого отца. Кто не в состоянии указать, на какие средства он живет, тот лишался гражданских прав (полагают, что этот закон, как и некоторые другие идеи реформ, Солон позаимствовал у египтян и, в частности, из опыта реформ фараона Бокхориса).
Согласно характеристике самого Солона, своими реформами он дал народу столько силы, сколько следовало, не обделив его почетом, но и не потворствуя его спеси. «Я меж народом и знатью, щитом прикрывая обеих, стал — и ни тем ни другим кривдой не дал побеждать».
И еще одно обобщение реформатора, раскрывающее суть его представлений о назначении законов в жизни его сограждан: «Всех я освободил. А этого достиг закона властью, силу с правом сочетав. И так исполнил все я, как и обещал». Обе враждующие партии переменили к нему отношение, поскольку он не оправдал их ожиданий, ибо народ рассчитывал, что он произведет полный передел всего, а знатные — что он вернет прежний порядок. Вот почему Солон объявил, что его законы рассчитаны на много лет и он не желает что-либо в них менять и, дабы не навлечь вражды, на 10 лет покидает страну. По мнению Аристотеля, реформатор «хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой партией, достичь тирании, предпочел навлечь на себя ненависть тех и других, но зато спасти отечество и дать наилучшие законы» (Аристотель. Афинская политая. 1 , 5 , 11).
Недовольство законами и нововведениями создало благоприятную почву для демагогии и тиранства. После Солона Афинам пришлось пережить период смуты, а позже и тирании. Первым тираном стал «наиболее рьяный приверженец демократии» Писистрат, который из 33 лет своих домогательств на роль тирана сумел воспользоваться этой возможностью в течение 19 лет и умер от болезни. Его дважды изгоняли из города, и дважды он довольно легко возвращался к власти.
Причин этому было несколько. Во-первых, как отмечает Аристотель, в управлении общественными делами он властвовал «скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании» (Афинская полития. 14, 3). И еще он мог ладить одновременно со знатью и «демократами»: «одних он привлекал к себе, поддерживая с ними знакомство, других тем, что оказывал помощь в личных делах» (Афинская поли-Тия. 14, 9). Впоследствии, в правление его сыновей, управление стало более жестким, хотя и продержалось около 17 лет.
После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510— 507 гг.), обещавший народной массе политические права. Он начал свои реформы с того, что распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех. Он обосновывал это желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в делах государства. Затем он учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы). Он разделил страну по Де-мам На тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части Триттиями, Он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т. е. племенным происхождением). В то же самое время роды, Фратрии — содружества родов и жречества — располагали прежней возможностью «жить по отеческим заветам».
Так была проведена еще одна реконструкция в сторону большей демократизации строя государства. Законы Клисфена в гораздо большей степени учли интересы народа (демоса, незнатных сограждан). Через восемь лет после этой реформы была установлена присяга для Совета пятисот, а на 14-м году афиняне впервые применили задуманный Клисфеном Закон об остракизме. Он предусматривал возможность изгнания — после процедуры голосования Остраконами (черепками для голосования) — лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство. Так в свое время Писистрат из демагога И Полководца стал тираном. Предусматривался определенный срок изгнания, и в случае опасности для отечества всех изгнанных, как это было во время похода Ксеркса, возвращали.
По определению Плутарха {Аристид. VII), «остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий проступок. Благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательства находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилетнем изгнании того, кто это чувство вызывал». Характерно, что остракизм не считался состоявшимся, если при подсчете голосов архонты обнаруживали черепков меньше 6 тыс. (необходимое число участников). Имя гражданина писали на самом черепке. Того, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявляли изгоняемым на 10 лет без конфискации имущества.
После реформы Клисфена афинское государственное устройство пережило еще несколько перемен — правление тиранов, затем аристократии, — прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н. э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфи-альт «опоил демос неумеренной свободой». Имелось в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи. Разногласия из сферы политической жизни давно были перенесены в сферу полемики любителей политической мудрости, далеко, однако, отстоявших от забот и тревог повседневной политики. «Для меня один муж стоит десяти тысяч, если он лучший», — заявил еще в V в. Гераклит. Ему возражал Демокрит, полагавший за истину, что «бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии».
Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460—429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний народного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. Для решения даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было присутствия примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тыс. афинян.
Организация и деятельность учреждений афинской демократии. Народное собрание (экклесия), Состоявшее из полноправных афинян, достигших 20-летнего возраста, вначале собиралось 10 раз в год, затем 40 раз в год. Одно из собраний месяца считалось главным. На нем решался вопрос об остракизме, на трех других собраниях рассматривали жалобы граждан, религиозные, административные дела и другие вопросы. Вносить проекты законов формально мог каждый гражданин. Практически это делали профессиональные ораторы-демагоги, сопровождавшие эту процедуру своими выступлениями. Проекты законов предварительно вывешивали, затем они поступали в Совет пятисот (булэ) На заключение и голосование поднятием рук. Для участника народного собрания существовало право требовать снятия законопроекта с обсуждения или же такого голосования по нему, которое могло повлечь угрозу судебного разбирательства для инициатора, если обнаружится незаконность проекта. Председатель собрания мог снимать с голосования законопроект по этому же мотиву. Принятый законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался судом присяжных — гелиэей.
Председателя народного собрания избирали ежедневно на 24 часа с вручением ему ключей от сокровищниц храмов и городской печати.
Совет пятисот состоял из лиц, достигших 30-летнего возраста и избранных по жребию на 1 год, по 50 человек от каждой филы, для руководства делами полиса в период между заседаниями народных собраний. На его заседаниях обсуждались дипломатические сноШения С другими государствами, вопросы управления финансами, контроль за должностными лицами. Здесь же Предварительно Рассматривали вопросы, поступавшие затем на обсуждение народного собрания. Совет разделялся на 10 комиссий, состоявших из 50 представителей одной какой-нибудь филы. Комиссии по очереди исполняли обязанности всего Совета. Ежедневно по жребию выбирали нового председателя собрания, который в период работы экклесии был одновременно его председателем (начиная с IV в. председателя стали избирать перед каждым заседанием). Существовала также практика привлечения к ответственности тех должностных лиц, которые провинились, однако это производилось после истечения срока службы каждого такого лица. Плата за исполнение должности осуществлялась по окончании года, поскольку после заслушивания отчетности могла появиться возможность быть привлеченным к суду.
В состав гелиэи также входили граждане В Возрасте 30 лет, собираемые в коллегии по 5 0 0 судей (и, кроме того, 1 0 0 запасных) и работавшие по жеребьевке. Слово «гелиэя» использовалось во многих греческих полисах для обозначения народных собраний. Оно происходит от слова «гелиос» (солнце), это связано с тем обстоятельством, что все народные собрания проводили и заканчивали до захода солнца.
Все избранные должностные лица перед вступлением в должность проходили особую проверку (докимасию) — Проверку права на занятие должности, политической благонадежности, необходимых личных качеств и др. Проверяли, в частности, возраст лица, соответствие его имущественному и сословному цензу, наличие задолженности казне, отношение к родителям и богам и др.
Гелиэя принимала также решения, касающиеся судьбы законопроектов, и делала это в составе Коллегии номофетов Из 1 тыс. членов. Коллегия номофетов осуществляла также докимасию и утверждала отчеты должностных лиц.
Нельзя было дважды занимать одну и ту же должность или совмещать две должности. Исполнение должностных обязанностей оплачивалось, за исключением должностей Стратегов. Военачальники-стратеги облекались властью и полномочиями проводить политику булэ и народного собрания. Их избирали ежегодно в количестве десяти, по одному от каждой филы, и могли переизбирать несколько раз. Стратеги отвечали перед народным собранием за свои действия и отчитывались за потраченные деньги. Отчеты практиковались в Совете пятисот и гелиэе. Подавляющее число должностей в период расцвета демократии — а их было всего около 700, включая должности в филах и демах, — были коллегиальными. Среди стратегов на случай чрезвычайных обстоятельств была предусмотрена должность Автократора — командующего армией, обладавшего всей полнотой власти.
В коллегии девяти архонтов выделялись три должности архонта: должность Архонта-эпонима, архонта-базилевса и архонта-полемарха. Архонт-эпоним Возглавлял городские власти; назначал тех, кто финансировал хоровые и театральные конкурсы; ведал делами семьи, наследников, в особенности вдов и сирот; его именем назывался текущий год. Архонт-базилевс Председательствовал в ареопаге, ведал культовыми жертвоприношениями, распоряжался арендой земельной собственности храма, руководил театрализованными торжествами. Архонт-полемарх Ведал военными делами, руководил сбором пожертвований и атлетическими соревнованиями в честь погибших на войне, вел судебные дела метеков (иностранцев).
Остальные шесть архонтов именовались Фесмофетами (знатоками постановлений народного собрания) и были заняты отправлением правосудия, отнесенного к юрисдикции ареопага. Они должны были записывать важнейшие законоустановления и хранить их для последующего использования в судебных спорах. Архонты имели право решать дела окончательно. Роль блюстителей законов выполняли также и Ареопагиты (члены ареопага), сочетавшие эту роль с распорядительной властью в отношении кар и взысканий без права на апелляцию.
Деятельность всех должностных лиц подчинялась некоторым организационным деловым принципам: выборность крупных должностных лиц на основе голосования в народном собрании либо выборы по жребию на мелкие должности; одногодичный срок отправления должности с запретом на занятие двух должностей одновременно и на два срока (кроме военачальников-стратегов); личная подотчетность народному собранию или гелиэе по истечении срока (особенно по финансовым вопросам); сменяемость (пребывание в должности не больше одного раза); коллегиальность (за исключением должностей архонта-эпонима, архонта-базилевса и архонта-полемарха); отсутствие многоступенчатой чиновной лестницы; подконтрольность результатов и способов избрания судебной проверке и др. Отказ от персонального подбора и избрания имел такое объяснение: постольку все граждане равны в своих политических правах, поскольку отправление должностных обязанностей можно доверить случаю и тем самым воле богов, которые этот случай контролируют. Голосованием по отдельным персональным кандидатурам выбирали только на военные должности.
< Попередня Наступна >