Франция. Реформы Ришелье и Кольбера

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

После развала империи Карла Великого Франкское королевство разделилось на множество княжеств. Прочно укоренился феодаль­ный партикуляризм по формуле «вассал моего вассала не мой вас­сал». Центратизаторские усилия королей зафиксированы, начиная с правления короля Гуго Капета и его наследников, среди которых наиболее выдающимся стал Филипп II Август (1180—1223) — удачли­вый соперник и победитель Иоанна Безземельного, утратившего чуть ли не половину Франции в виде своих владений. Он усилил контроль над магнатами, ввел единую монету и провел судебную ре­форму, создав учреждение с судебными полномочиями под названи­ем «парламент».

Король Филипп IV Красивый (1285—1314) обложил налогами цер­ковь заставил римских пап жить в резиденции неподалеку от своих владений в Авиньоне, созвал для поддержки своих действий и поли­гики Генеральные штаты. В правление Людовика XI (1461 — '483) вся Франция, за исключением Бретани, подпала под королевский контроль. Однако после испытаний периода столетней войны страну стали сотрясать конфликты и распри католиков и гугенотов, кото­рые поутихли только после того, как король Генрих IV Наваррский Из протестантов перешел в католики и ввел в обязательном порядке религиозную терпимость по эдикту 1598 г., изданному в г. Нанте (знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости).

Этот же правитель явился основателем династии Бурбонов, кото­рые правили вплоть до 1 7 8 9 г. При них Франция стала могуществен­ной И Процветающей за счет не только ремесел и торговли, но и ко­лонизации заморских владений.

В 1610 г. на трон вступил Л ю д о в и к XIII, Который приблизил к се­бе выдающегося политика-реформатора, известного как кардинал Ришелье. Под началом и контролем последнего шла победоносно за­вершившаяся борьба против мятежных феодалов и гугенотов, по-но­вому была использована система интендантов для надзора за мест­ными властями, налогами и правосудием.

Родовое имя Ришелье — А р м а н Жан Дю Плесси (1585—1642). Он стал кард

иналом в 37 лет, в 39 — главным министром короля и затем пэром. Он был особенно удачлив в сокрушении партии гугенотов, в использовании Дворянства мантии (по должности, из третьего сосло­вия), а также права эвокации (принятие любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов, причем часто дела эти он рассматривал у себя в кабинете).

Кроме того, важными эпизодами его реформаторской деятельно­сти стали эдикт против дуэлей (1626), Королевская декларация о снесении замков (1626), усмирение гугенотов (1626), эдикт, запре­щавший парламентам (судебным учреждениям) вмешиваться в госу­дарственные дела И Администрацию, а также меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов (1637). Ду­эли, уносившие жизни многих представителей дворянского сосло­вия — цвета нации, по мнению реформатора, нарушали святотатст­венным образом божеский закон о запрете убийства. Меры к нару­шителям были тщательно обдуманы и взвешены: треть имущества дуэлянтов подлежала конфискации, виновного изгоняли на три года, организаторов в случае повторности преступления наказывали смертной казнью либо лишением дворянства их самих и потомков, а также запретом занимать должности. Усмирение гугенотов сопрово­ждалось срытием всех без исключения укрепленных городов, кото­рые участвовали в мятеже. На плечи интендантов были возложены заботы по скорому сбору денег для жалованья и содержания армии (тальи, косвенные налоги, соляной налог и др.), а также по пресече­нию многочисленных злоупотреблений мэров больших городов и местечек (вымогательство, обременения и притеснения местных жи­телей).

Ришелье стоит у истоков политики меркантилизма. Он поощрял создание королевских мануфактур, заморских кампаний (Канада, Сенегал, Мадагаскар) и развитие торгового флота. Ему принадлежит заслуга создания Французской академии (1635), ставшей важным средоточием культурной и просветительской деятельности, в том числе по сохранности и защите чистоты французского языка.

С целью управления государством в этот период выстраивается новая иерархия учреждений и должностей. При монархе существова­ли Государственный совет (Тайный совет, аппарат канцелярии), Со­вет департаментов, Совет приемов, должность Генерального контро­лера финансов (в этой должности прославится другой реформатор эпохи абсолютизма — Ж. Б. Кольбер), четыре госсекретаря (по воен­ным делам, морским, иностранным и делам двора), был еще Малый королевский совет. Местные учреждения включали должности, ко­торые были превращены в предмет купли-продажи (в Синекуры —­Должности «без забот»). К наиболее типичным из них следует отне­сти должности Бальи (правитель административного округа) и Прево (окружной королевский или сеньоральный чиновник с различными полномочиями — административными, судебными или военными), а также Сенешаля (правитель округа в центре и на западе страны с полномочиями бальи).

С XIV В. вводится должность прокурора. Система судов включает суд архиепископа, королевский, суд римской курии. Определенный контроль за местными судами осуществляли упоминавшиеся ранее Интенданты — «достойные и авторитетные лица из первых людей наших Советов с полномочиями интенданта юстиции, полиции И Финансов» (из текста королевского Эдикта 1637 г.).

Следующим правителем стал Людовик XIV (1643—1715). Он со­средоточил в своих руках всевозможную верховную власть, превра­тил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры. При нем был отменен Нантский эдикт и возобновлено преследование гугенотов. Последние тысячами эмигрировали в Анг­лию и другие страны. Его прославленный главный министр финан­сов Жан Батист Кольбер (1619—1683) стал вдохновителем политики меркантилизма (защита и поощрение местной промышленности и торговли для пополнения казны) с одновременным вмешательством административной власти во все дела.

Кольбер стал реформатором промышленности, финансов, юсти­ции, морского дела (с обучением морскому ремеслу и созданием кассы страхования на случай инвалидности, гибели и др.). Он стал вдохновителем кодификационной работы, которая воплотилась в шесть ордонансов — о гражданском судопроизводстве (1667), о след­ствии по уголовным делам (1670), о торговле (1673), о водных путях и лесах (1674), о мореплавании (1683), об использовании труда рабов в колониях, так называемый черный кодекс (1686). Эти шесть ордо­нансов сопоставимы по значению с пятью кодексами Наполеона (1804—1811). Кольбер был членом Французской академии, ему при­надлежит заслуга в создании обсерватории (1667).

Людовик XIV в конечном счете вверг страну в разорительные предприятия (военные, строительные) и зарекомендовал себя как правитель-деспот. Ему приписывают знаменитое «Государство — это я!» («Вы спрашиваете, что такое государство? Государство — это я!»). Луи де Жокур, один из авторов Энциклопедии, подготовленной под руководством Дидро и Д'Аламбера, обсуждая тему деспотизма, ха­рактеризовал его как «тираническое, произвольное и абсолютное правление одного человека» и советовал искать его в Турции, Мон­голии, Японии, Персии и «почти во всей Азии». Это разновидность управления по своей воле при полном отсутствии иного управляю­щего закона, кроме его прихоти правителя. «Известно, что принци­пом таких государств не является ни естественное право, ни права людей, ни тем более честь. Поскольку все люди там равны, никому невозможно дать преимущество, и поскольку там все рабы, то невоз­можно и какое бы то ни было преимущество...» (История в Энцик­лопедии Дидро и Д'Аламбера. Л., 1978. С. 94).

Коррективом в деспотической практике Людовика XIV было признание им, по крайней мере на словах, высокой роли закона в управлении делами государства. В 1667 г. в трактате короля на темы о правах королей (речь шла о династических спорах по поводу прав испанской монархии) он высказал следующую мысль: «Основной за­кон государства образует взаимную и вечную связь между государем и его потомками, с одной стороны, и подданными и их потомка-ми—с другой с помощью своего рода договора, который предписы­вает государям царствовать, а народам повиноваться. Торжественное обязательство, которое они делают друг другу ради взаимной помо­щи».

По разъяснению Жокура, основной закон относится к области политического права и представляет собой «всякий главный закон государственного устройства». «Это не только постановления, по ко­торым вся нация определяет, какая должна быть форма правления и как наследуется корона; это еще и договоры между народами и тем или теми, кому он (закон) передает верховную власть, каковые дого­воры устанавливает надлежащий способ правления и предписывают границы верховной власти». Основной закон — это фундамент зда­ния государства.

В ходе революции конца XVIII в. произошло обновление консти­туционного фундамента государственного устройства Франции, ко­торая из монархической стала республиканской. Однако теоретиче­ские предпосылки такого обновления были во многом обсуждены и просчитаны гораздо раньше практического осуществления.

Весьма своеобразным оказался королевский абсолютизм в Испа­нии времен Конкисты (завоевание). Единая Испания возникла после того, как Фердинанд Арагонский женился на Изабелле Кастильской в 1469 г. и состоялась Реконкиста (отвоевание) Гранады у мусуль­ман. В этот период короли охотно раздавали дворянские звания за боевые подвиги, а затем за успехи в колонизации новых земель. В итоге в некоторых районах идальго (дворяне) составили до четвер­ти и даже до половины всего населения. В 1516—1556 гг. Испанией правил император Священной Римской империи германской нации Карл V (король Карлос I), после него — Филипп П. Это ему и анг­лийской королеве Марии Тюдор принадлежала идея восстановить «католическое единство через инквизицию». Однако Филипп И по­терпел неудачу с навязыванием католичества Голландии, которая восстала и сделалась свободной нацией, одной из первых республик Начала Нового времени (1581).

< Попередня   Наступна >