Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Два пути к объединению. Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция Германской империи 1871 г

Два пути к объединению. Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция Германской империи 1871 г

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Объединение Германии на основе признаваемой всеми государ­ствами конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта 1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших госу­дарств (Австрия, Пруссия) стало к середине века довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные го­рода.

Германия по Франкфуртской конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который должен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а импер­скую конституцию соблюдать точно и добросовестно». Такую прися­гу приносит не только император, но и каждый имперский чинов­ник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосно­венности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах.

Парламент {рейхстаг) Состоял из двух палат — Палаты госу­дарств, Избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу нерав­ного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 — от Австрии, 18 — от Баварии, 10 — от Саксонии, два от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств), и Палаты народа (нижней пала­ты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкие государст­ва имели свою конституцию, правительство, чиновную иерархию.

Планировалось также создание Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельных государств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых разногла­сий между государствами. Судебная власть признавалась только за государством, родовые суды упразднялись и провозглашалось, что «все равны перед судом» (§ 176).

Всякий немец, говорилось в ст. 159, имеет право обращаться с письменными прошениями и жалобами к правительству, к народ­ным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного пре­следования против государственного чиновника за действие по службе «не требовалось предварительного согласия начальст

ва» (§ 160). Последнее положение повторено и в Конституции 1 8 7 1 г. В конце века это же положение было включено, по инициативе В. И. Ленина, в программу российских социал-демократов, но здесь его судьба сложилась иначе.

Оба монарха, которым собрание предложило корону императора, отказались от нее. Король прусский заметил в этой связи, что коро­на дается «милостью Божией» и не может быть делом собрания. Ее принятие принесло бы «величайшее несчастье своим привкусом ре­волюции 1848 года».

После того как Франкфуртская конституция осталась бездейст­вующим проектом, а самих делегатов национального (учредительно­го) собрания разогнало правительство Вюртемберга, на первый план выдвинулся другой путь объединения — через создание малой феде­рации германских государств, группирующихся вокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом увенчались усилия Пруссии, в чем выдающуюся роль сыграл канцлер Прусского королевства, одарен­ный дипломат и политик князь Отто фон Бисмарк (1815—1898). Его ближайшими шагами стали меры по ускоренному экономическому росту, затем война с Данией за включение Шлезвига и Голштинии в Германский союз. Наиболее благоприятные условия сложились в 50—60-е гг. Бисмарк в этот период берет курс на личное руководство политикой Пруссии, и в особенности на реорганизацию армии. Все это делалось с дальним прицелом — перехватить главенство в Союзе у Австрии и воссоздать Германию под главенством Пруссии.

Курс Бисмарка на милитаризацию вначале не встретил поддерж­ки в палате депутатов. В одной из своих речей 1862 г. в ландтаге Бисмарк с присущей ему прямотой заявил: «Великие вопросы века разрешаются не речами и не решениями большинства в парламенте, а железом и кровью. Пруссия должна держать свои силы наготове, в ожидании благоприятного момента, который несколько раз был упу­щен». Военные приготовления были продолжены, и это оказалось ненапрасным: Пруссия с большим успехом провела войну против Австрии (1866) и против Франции (1870).

Сразу же после победы над Австрией был образован Северо-гер­манский союз, в который вошли все северные, ряд западных и юж­ных немецких государств и который обеспечивался экономической и военной мощью Пруссии. В 1867 г. был изготовлен проект консти­туции для Северо-германского союза. В нем были воспроизведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе гражданские и политические свободы. Прусскому королю была вру­чена должность президента и вся полнота исполнительной власти, концентрировавшейся в руках канцлера, ответственного только пе­ред королем.

После победы над Францией и коронования германского импе­ратора в Версальском дворце была подготовлена и введена в дейст­вие Конституция Германской империи От 16 апреля 1871 г. Она пред­ставляла собой конституцию федерации 22 монархий И Трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, Которой Было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), Тогда как для приостановки движения какого-либо за­конопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи Стал Король Пруссии — самого большого из объединившихся государств (свыше половины всей территории и 60% населения). Он был Глав­нокомандующим Вооруженными силами, назначал всех высших ИмПерских чиновников, включая главу правительства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату.

Нижняя палата именовалась по традиции Рейхстагом, Избиралась на три года (после 1887 г. — на пять лет), обладала малозначитель­ными законодательными полномочиями и не имела никакого влия­ния и контроля над министрами и «руководящим министром» — канцлером. Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации парламента на том основании, что они слишком напоминают порождение французской революции, которая была «преступлением против Бога и людей».

Основными чертами Германской союзной империи Можно считать следующие:

• все участники союза были монархиями, а не республиками;

• монархическая власть нелегко поддается ограничениям, хотя в конституции было записано, что имперские законы имеют преиму­щество перед законами областными и что «надзору империи и ее за­конодательству принадлежит общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство» (ст. 4 в ред. 1873 г., принятая после троекратного, начиная с 1 8 7 1 г., обсуждения полно­мочий законодательного собрания империи);

• монархическая организация сохраняла крайнюю неравномер­ность могущества отдельных государств и привела к тому, что импе­рия была оформлена как договорный союз. В преамбуле в связи с этим говорилось, что прусский король от имени Северо-германского союза и еще ряд монархов заключают «вечный союз для защиты со­юзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской империей».

< Попередня   Наступна >