Источники права и источники исторических сведений о праве

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Право, закон и правовой обычай (обычное право). Право историче­ски предстает в нескольких разновидностях своей внешней фикса­ции (источники права) Или областей регулирования (отрасли права). Источник права в данном случае следует понимать и как Способ воз­никновения (формообразования) права (из обычая, из установлений верховного правителя), и как Совокупность требований правового ха­рактера, обнаруживаемых в текстах законов или в правилах и проце­дурах, отвечающих требованиям давней общепризнанной традиции.

Право В его реальном, практическом проявлении предстает преж­де всего как Определенное требование или правило полезного и спра­ведливого разрешения конфликта Двух или большего числа заинтере­сованных в его разрешении сторон. Право включает в качестве тре­бований или правил определенную меру свободы в мирном или состязательном, конфликтном поведении сторон — поведении доб­ровольном, доверительном или основанном на взаимном согласии. Оно включает также взаимное осознание пользы (общей или част­ной) и справедливости В Процессе удовлетворения правовых ожида­ний участников правового общения.

Закон В отличие от права есть Письменно фиксируемое формальное предписание (правило, приказ) Верховной власти в Государстве, кото­рое применимо лишь в пределах этого государства и подвластных ему территорий. Все лица (подданные, граждане) государства, под­падающие под формальные и абстрактные требования закона, стано­вятся связанными его требованиями. Государственный аппарат вла­сти и управления располагает возможностями для принудительного исполнения требований закона, если одного убеждения становится недостаточно.

Однако сам закон может быть справедливым или несправедли­вым, что тем не менее не является формальным препятствием для его исполнения. Его исправление или отмена традиционно является делом самого законодателя (монарха, парламента) или, В Иных и бо­лее редких случаях, полномочием высшей (конституционной) судебно-надзорной инстанции.

<

p>Обычное право (правовые обычаи) — это Основанные на частом употреблении широко известные правила правового назначения, регули­рующие в догосударственном (родоплеменном) Обществе Такие Типич­ные отношения, Как бракосочетание, обязанности мужчины и женщины, стариков и детей, главы рода и жрецов, права и обязанности родственников по линии мужа и жены, а также кары за обиды и причиненный вред. На ранних стадиях первобытное (родоплеменное) право предстает большесемейным правом, основанным на ре­альном или предполагаемом родстве и семейных преданиях относи­тельно способов разрешения тех или иных конфликтов между родст­венниками.

Первобытное право характеризуется следующими особенностями существования и употребления: оно Казуистично (опирается на бы­лые сходные случаи конфликтов и способов их урегулирования), оно Требует соблюдения ритуалов, Иногда с использованием элементов игры с определенными социальными ролями. Судебное разбиратель­ство носит обвинительно-состязательный характер, когда участвую­щие стороны равны перед требованиями справедливого и мудрого обычая, существующего с незапамятных времен. Судебное рассмот­рение конфликта проходит с участием судей-посредников, которые также имеют определенные обязанности по исполнению обычая восстановления справедливости, во имя примирения сторон и обще­го блага конкретного семейства, рода или племени.

Таким образом, история права содержит сведения не только о возникновении и эволюции индивидуального и группового (сослов­ного) права, кодифицированного законодательства, так или иначе взаимодействующего с правовыми обычаями, но и о взаимодействии такого сводного состава правовых норм и институтов с другими со­циальными институтами и областями жизнедеятельности — эконо­микой, политикой, идеологией, техникой, искусством, письменным и устным речевым общением.

Источники п р а в а — это способы возникновения и фиксации п р а в и л И требований правового назначения. Самыми распространенными и типичными среди них были и остаются Правовые обычаи И Законы, Принятые и поддерживаемые государственной властью. Гораздо реже и не у всех народов правовые требования и принципы входят в свя­щенные религиозные тексты, такие как Веды, Библия и Коран. Ча­ще всего, особенно на первых стадиях общественного коллективиз­ма, мифы и предания включали эти требования. Позднее таковым вместилищем сделались ученые комментарии к священным текстам и преданиям, а также соответствующие разъяснения и комментарии к сборникам законов. Русский ученый Л. И. Петражицкий в своем капитальном труде под названием «Теория права и государства в их связи с нравственностью» (2-е изд., 1910) насчитал 15 разновидно­стей источников права, включив в их число пословицы и поговорки на темы законов и правосудия.

Кроме того, знание о праве можно получить из юридических до­кументов, сообщающих о правовой, главным образом судебной, практике (решение дел, размеры взысканий, мера наказания и др.). Из всей многовековой истории Древнего Египта не сохранилось полностью ни одного сборника законов, однако имеются Разрознен­ные И многочисленные свидетельства о судебной И Административ­ной практике в отдельные исторические периоды правления некото­рых из тридцати с лишним династий, правивших страной на протя­жении почти трех тысячелетий.

В средние века наряду со сборниками обычного (народного) пра­ва, которое передавалось от поколения к поколению в устной фор­ме, появляются письменные документы королевского или поместно­го назначения (дарственные надписи с пожалованиями имений или должностей, судебные частные имущественно-правовые акты или же общие установления — королевские ордонансы, хартии, ассизы, ука­зы, статуты).

В этих установлениях содержались нормы, принципы и требова­ния, регулировавшие отдельные стороны государственной и частной жизни: налоги, содержание войска, вопросы престолонаследия, обя­занности уважать и обеспечивать права и вольности отдельных об­щин или сословий — знатных и простолюдинов, рыцарей и горожан, купцов и ремесленников, лиц духовного звания (епископы, капиту­лы, монахи).

В современную историческую эпоху особое значение приобрета­ют акты, в которых фиксируются важные принципы общественного и государственного строя, обладающие характерными признаками конституций, т. е. основных общеустроительных законов, и потому часто не изменяемые или изменяемые только при определенных и, как правило, перечисляемых условиях. Таковыми по замыслу были и некоторые средневековые акты — Великая хартия вольностей Анг­лии 1215 г., Семь партид в Испании и др. В Новое время документа­ми такого рода стали Конституция США 1789 г., Конституция Коро­левства Франции 1791 г. или несколько ранее Билль о правах 1689 г. в Англии.

В Новое время все основные отрасли права, такие как уголовное (карательное), гражданское, а также судебное право, подверглись Ко­дификациям — собиранию в отдельные книги, более удобные в обра­щении, чем разрозненные законы. Это значительно облегчило не только пользование ими, но и научное их изучение и комментирова­ние.

Историк, в отличие от практикующего юриста, работает с гораздо большим кругом исторических источников сведений о праве, чем традиционные для практика обычай, закон и комментарии к ним. Поскольку право, бесспорно, входит в область культуры народа и нации (государства), постольку оно оказывается практически взаи­мосвязанным со всеми составными элементами культуры и, что важ­но для историка, с множеством свидетельств о культуре прошлых эпох. Поэтому в аналитическом обзоре историка почетное место за­нимают не только сборники законов и судебных прецедентов, но и исторические хроники, мифы и легенды, литературные произведе­ния, данные языкознания или особенности календаря обрядов.

В оценке исторических сведений юридического характера, сооб­щаемых различными источниками, историка права интересуют пре­жде всего два обстоятельства — восприятие этих фактов и событий глазами участников и очевидцев, например восприятие процедуры передачи земельного надела на правах рыцарского держания, и вос­приятие этого же события и факта в пределах более широкого исто­рического процесса, который уже не подвластен ни взгляду, ни во­ображению участников этого события. Например, это событие и факт может обсуждаться в рамках общей темы об эволюции позе­мельной собственности в античном и средневековом европейском обществе на протяжении определенного исторического времени у ж е с современной точки зрения, с учетом современных данных истори­ческого и сравнительного изучения этих перемен в какой-либо кон­кретной стране — Англии, Франции, Испании, Италии или Греции.

При этом важно соблюсти историческую дистанцию и извест­ную объективность — не приписывать давним участникам правового события и общения современных мыслей и переживаний, не оши­биться в его оценке в силу посторонних влияний и не перепутать век и час происходившего, т. е. Реформацию с Ренессансом, держание с собственностью, собственность с владением, революцию с рефор­мой, реформу с обещанием реформы и т. д.

В истории государственного устройства существенное значение имеют свидетельства эволюции или радикальной смены формы правления (изменение способов организации и распределения пра­вительственной власти в центре и на местах, связь чиновного соста­ва властных учреждений с социальной структурой правящей элиты и остальной части населения и т. п.). Подобные сведения можно най­ти, во-первых, в официальных документах — программных заявле­ниях политических партий и движений, в документах учредительных собраний или текстах новых конституционных законов и т. д.; во-вторых, в воспоминаниях участников событий. Особым измерением политического режима может стать документация о роли партий и заинтересованных групп в выработке отдельных законов и законода­тельной политики в области обороны, охраны правопорядка, сво­бодной конкуренции, социального страхования, образования, науки и проч.

< Попередня   Наступна >