Прусское земское уложение 1794 г

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

До XIFI В. германское право было преимущественно неписаным обычным правом, оно сохранялось памятью и находило основное воплощение в решениях судов с участием соплеменников. Затем появились частные сборники местных обычаев. Наиболее известны­ми Из Них стали «Саксонское зерцало» судьи Эйке фон Репкова и «Швабское зерцало» безымянного составителя. Первым граждан­ским кодексом стал Гражданский кодекс Баварского королевства, составленный в 1 7 5 6 г. , но самым вместительным оказался прусский сборник законов, вступивший в силу в 1 7 9 4 г. под названием Общий земский закон прусских провинций (Allgemeines Landrecht fur die preussischen Staaten).

В Прусском общеземском уложении довольно искусно были со­вмещены элементы германского народного и римского пандектного права. Основное содержание его составило частное право с элемен­тами ленного, купеческого и горного. В титуле «О лицах и их правах вообще» говорилось: «Человек, поскольку он пользуется определен­ными правами в гражданском обществе, именуется лицом». Само гражданское общество состоит «из многих меньших» взаимно свя­занных природой или законом обществ или сословий. Лица, кото­рым В Силу рождения, предназначения или основного занятия при­надлежат равные права в обществе, составляют вместе одно сословие государства. Члены каждого сословия имеют в качестве таковых оп­ределенные права и обязанности.

В определении собственности указывалось, что «собственниками называют тех, кто управомочен по собственной власти лично или через третье лицо распоряжаться вещью или правом, с исключением третьего лица» (1.8 § 1). Проводилась грань между владельцем и дер­жателем вещи. Голым держателем именовался тот, кто держит вещь только с намерением распоряжаться ею для другого лица или от имени последнего. Владельцем же назывался тот, кто держит вещь с намерением распоряжаться ею для себя. Признавалось и постанов­лялось, что «ограничения собственности могут быть установлены природой, законами или волеизъявлениями» (1.

8 § 25). «Поскольку использование какой-нибудь вещи необходимо в интересах общего блага, государство может предписать использование ее, карая в уго­ловном порядке пренебрежение последним», т. е. общим благом (1.8 §34).

Кроме того, в Прусском общеземском уложении были представ­лены нормы публичного и уголовного права. По объему Уложение было весьма обширным: всего 19 1 6 0 параграфов, где во избежание разномыслия с деспотической дотошностью перечисляются обстоя­тельства и правила законодательного регулирования возникающих конфликтов. Работа над Уложением длилась около трех десятилетий (до 1780 г.). При этом преследовалась цель достигнуть определенно­го общественного идеала — государства благосостояния, в котором власть просвещенного монарха распространяется буквально на все. Государственная власть рассматривалась как главный моральный ус­той общества, а церковь отходила на второй план. Идеальным источ­ником права считался рационально мыслящий законодатель, кото­рый, сообразуясь с общественной критикой, создает новое право и новую практику. Вопреки намерению создать чисто национальное (германское) законодательство было создано образование, в своей основе римско-правовое, воплотившее в себе ту форму римского права, которая возникла в практике его современного использова­ния в смешении с практикой и доктриной старогерманского права.

Это очень обширный и детализированный сборник законодатель­ных установлений, в котором составители намеревались охватить и предусмотреть по возможности все случаи, включая, к примеру, та­кие установления: «...все, что предписывается в отношении забора, относится, как правило, и к штакетнику...» (1.8 § 158). В итоге в нем преобладает казуистическое начало и меньше внимания уделено об­щим принципам и нормам, облегчающим правоприменительную деятельность. Некоторые юридические конструкции Уложения были использованы при составлении Германского гражданского уложения 1900 г., а также в практике германских и других европейских госу­дарств XIX столетия.

< Попередня   Наступна >