Антидемократические (тоталитарные) режимы в Испании и Италии

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Нацистский режим в Германии, фашистский в Италии и сходные режимы в других странах стали для либерально-демократических ре­жимов своеобразным и драматическим испытанием на прочность и жизнеспособность. Кризисное состояние последних сопровождалось отходом от принципов и ценностей демократии с чудовищным тер­рористическим подавлением прав и свобод личности. Разрушение и упразднение демократических институтов дополнялось возвышени­ем власти заговорщицкой и военизированной партии, а также куль­том личности партийного вождя, который после огосударствления правящей партии (слияния силы государства с властью партии) ста­новился олицетворением всего режима и всего вождистского госу­дарства (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т. д.). Вождь (дуче) Италии, изобретатель политической формулы (лозун­гов) фашизма Муссолини Находился у власти в 1922—1943 гг., вождь (фюрер) Германии Гитлер Был у власти в 1933—1945 гг., несколько меньше просуществовал фашистский режим генерала Петена Во Франции (1940—1944). Создатель профашистской (фалангистской) партии в Испании Примо де Ривера Был диктатором с 1923 по 1930 г., уступив затем генералу Франко, Который правил до самой своей смерти в 1975 г. В Португалии таким диктатором стал бывший профессор Коимбрского университета Салазар, Захвативший власть в 1932 г. в обстановке затяжного кризиса в стране, пережившей с 1 9 1 0 по 1 9 2 6 г. 16 переворотов и 43 смены правительства, и уступив­ший ее Каэтано Лишь после своей смерти в 1 9 7 0 г. Однако реальная либерализация режима произошла в этой стране только после «рево­люции гвоздик» в 1974 г.

Обострение социальной и политической обстановки в послевоен­ной Италии, которая была одной из отсталых стран Европы и для которой участие в войне оказалось очень обременительным, привело к возникновению диктатуры «фашистов». В приблизительном пере­воде это слово означает «связанные воедино», «единенцы». В обста­новке послевоенного экономического кризиса в стране были попу­лярны радикал

ьные настроения социалистического толка и лозунги диктатуры пролетариата по советскому образцу. Консервативное крестьянство и мелкая буржуазия были настроены против социали­стического радикализма и правительственного беспомощного ре­формизма. Выразителем определенных настроений этой части насеЛения И стали фашисты, провозгласившие Патриотическую (нацио­налистическую) политику во имя сохранения «величия нации» и восстановления порядка. «Фашизм» происходит от слова Фасция (fascia) — связка, пучок, в древности обозначавшего пучок прутьев — символ Высшей Власти у сопровождавших римского консула стражей (ликторов).

Итальянские фашисты начали свою политическую активность с противодействия сколько-нибудь организованным рабочим Партиям, Широко применяя методы запугивания и насилия по отношению к своим оппонентам и соперникам. Лидер фашистов Бенито Муссоли­ни был в свое время членом Итальянской социалистической партии, откуда был исключен по политическим мотивам. Первые выступле­ния фашистов, организованных в «фашо ди комбатименто» (союзы борьбы), относятся к 1 9 1 9 г.; в октябре им удается установить в стра­не фактическую диктатуру, после того как король дал согласие на то, чтобы Муссолини возглавил правительство. В стране в этот период действовала Конституция 1848 г., учредившая централизованную форму администрации и двухпалатный парламент, в котором верх­няя палата — Сенат — целиком формировалась по усмотрению мо­нарха. Правительственная власть обладала значительными дискреци­онными полномочиями и правом вмешательства в свободу действий частных лиц. Все эти характерные особенности централизованной правительственной власти открывали благоприятные возможности уже не для королевского, а для партийно-государственного админи­стративного произвола.

Муссолини со временем сосредоточил в своих руках всю граж­данскую и военную власть, которая была усилена его харизматиче­ским культом. Ему помогал Большой Совет в составе бывших сорат­ников, министров и высокопоставленных чиновников. Традицион­ные институты страны — монархия и парламент —- сохранялись, по фактически утратили свое былое влияние и власть. Страной правила фашистская партия, которая вела непрерывную пропаганду, контро­лировала все общественные и профессиональные организации и поддерживала порядок. Для надежности и удобства внешнего кон­троля фашисты объединили в единые корпорации работодателей и рабочих при помощи контролируемых ими профсоюзов и в рамках этих последних. Молодежь с самого детства была охвачена полуво­енными организациями, воспитывающими будущих солдат в духе Фанатичной Преданности режиму. Дуче мечтал о превращении Ита­лии в великую державу, а Средиземного моря — в «итальянский за­лив».

В 1935 г. он организует интервенцию и завоевание Эфиопии (Абиссинии), делая заявку на очередной передел мира. В период гра­жданской войны в Испании он совместно с нацистским режимом организует поддержку профашистскому режиму Франко. Два диктатора вновь объединились во время Второй мировой войны, когда Италия стала союзницей Третьего рейха.

К началу гражданской войны Испания была сравнительно бед­ной страной, охваченной социальным и политическим кризисом. В 20-е гг. страной правил диктатор Примо де Ривера. После его па­дения король Альфонс XIII Попытался вернуть конституционное правление, но монархисты проиграли на выборах 1 9 3 1 г. К власти пришли республиканцы, А Король вынужден был эмигрировать. Рес­публиканцы провели несколько незначительных реформ и жестоко расправлялись с оппозицией. На выборах 1 9 3 6 г. левые силы объеди­няются в Народный фронт и одерживают победу. С июля им стала противостоять мятежная военная оппозиция, которую возглавил ге­нерал Франсиско Франко (1892—1975).

Страна оказалась расколотой на два лагеря. Мятежникам помог­ли Муссолини и поддержка регулярной армии, а также члены Ис­панской фаланги — профашистской партии, созданной в 1 9 3 4 г. сы­ном диктатора Примо де Ривера, которого республиканцы расстре­ляли в самом начале гражданской войны. В Испании на стороне мятежников воевали солдаты Италии и Германии, на стороне рес­публиканцев — солдаты «интербригад», которые помогал формиро­вать Советский Союз. В 1 9 3 9 г. республиканцы терпят военное пора­жение, после чего Франко устанавливает авторитарный репрессив­ный режим, ставящий своей официальной целью «возрождение традиционной Испании». Этот режим просуществовал вплоть до кончины диктатора и сменился режимом конституционной монар­хии только в 70-е гг.

Итальянский фашизм и испанский фалангизм стали, подобно на­цистскому режиму в Германии, диктатурами нового типа и в новых исторических условиях. Наиболее типичной их тактикой стало спло­чение народа вокруг одной партии и ее лидера во имя обеспечения величия нации, поддержания порядка и воспитания «нового челове­ка», подвластного и преданного идеям вождя и целям массового движения. Правда, подобный профиль власти и политической струк­туры сложился не сразу.

Для этого потребовалось сосредоточение усилий по созданию мо­гущественного и неконтролируемого репрессивного аппарата госу­дарства, вовлечение всех слоев населения в военизированные массо­вые общественные организации, находящиеся под управлением и неослабным контролем одной партии. В обеспечение этой цели была развернута пропаганда, не прекращавшаяся ни на минуту. Полицей­ский и политико-идеологический контроль и террор были возведены в ранг повседневной официальной политики, с помощью которой противники устранялись с наибольшей степенью надежности и уст­рашающей жестокостью. Конечной целью такого режима властвова­ния было превращение каждого индивида в фанатичного сторонника режима и тотальное подчинение его Индивидуального Повеления и Социальной деятельности Требованиям И Потребностям режима. На этом основании такие режимы стали именоваться Тоталитарными.

По-особому складывалась судьба отраслевых Законодательных кодификаций в Этой группе стран. После установления В 20-е Гг. Фа­шистской диктатуры наиболее основательным преобразованиям по­началу подверглась лишь отрасль уголовного законодательства. В 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный именем тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко». В том же году со­стоялось принятие и Уголовно-процессуального кодекса. В 1942 г. был принят новый Гражданский кодекс, состоявший из шести книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), Об обязательствах (IV), о труде (V), о защите прав (VI). Все эти книги принимались отдельно В Течение 1938—1941 Гг. При этом характер­ным был отказ от разделения гражданского И Торгового права, учет опыта французской и германской кодификаций XIX в. и прежних итальянских кодексов. Впоследствии Гражданский кодекс был уточ­нен и дополнен специальными законами, в особенности книги о труде и об обязательствах. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы продолжают действовать в новой редакции 1987 и 1988 гг. Крушение фашистского режима привело к исключению лишь тех норм, которые непосредственно отражали фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и регулирования трудовых отношений.

Действующий Ныне в Испании Карательный кодекс является Итогом Неоднократных реформ законодательства, проводившихся начиная с 1822—1823 гг. Здесь важными вехами стали УК 1870 г., который в годы фашистской диктатуры Франко был заменен Его Но­вой редакцией 1944 г., а также уточнения и изменения, внесенные в УК в 1963, 1971 и 1983 гг. В период франкизма карательная полити­ка обеспечивалась принятием специальных законов.

Тоталитарные режимы XX столетия в исторической ретроспективе. В 1956 г. в Гарварде под редакцией профессора К. Фридриха и давне­го участника его теоретических семинаров 3. Бжезинского Вышла мо­нография «Тоталитарная диктатура и автократия», в которой было обещано дать общую описательную теорию новой формы правитель­ственной власти. При этом авторы даже не пытались обсуждать во­прос о том, почему эта новая форма власти и ее разновидности стали возможными, довольствуясь сопоставлениями с исторически Сущест­вовавшими Формами и определяя новизну тоталитарных режимов с помощью исторических сопоставлений (например, тоталитаризм Бжезинский определял как «восточную деспотию в веке научно-тех­нической революции»). Между тем наметки историко-теоретическо-го анализа этой формы власти были сделаны еще в 30-е гг. — в работах X. Ортеги-и-Гасета, Н. А. Бердяева, Ф. Боркенау, Г. Димитрова и др.

Новизной подхода К. Фридриха и 3. Бжезинского стало сравни­тельное обсуждение опыта фашистского (включая нацистский) и коммунистического режимов. Фашистское движение возникло, по их мнению, в ответ на вызов коммунистов и предложило себя испу­ганному среднему классу в качестве спасителей и избавителей от «коммунистической опасности» (фраза в кавычках станет крылатой в годы холодной войны 1949—1989 гг.). Было бы ошибкой рассматри­вать обе диктатуры как «всецело схожие или как основательно не­схожие, отличные друг от друга».

Фашистский режим отнюдь не является версией режима капита­листического и тем более не является формой режима конституци­онно-правового. В число его характерных признаков, которые авто­ры назвали собирательным термином «фашистский синдром» (намек на болезненный характер такого режима), вошли следующие:

• официальная идеология, которая имеет миссионерские притя­зания на создание нового мира с одновременным радикальным от­рицанием существующего;

• единственная массовая партия, возглавляемая чаще всего од­ним человеком, диктатором, охватывающая в своих рядах примерно 10% всего населения;

• система террористического полицейского контроля;

• технологически обусловленная монополия властного контроля, сосредоточенная в руках партии и прислуживающего ей кадрового аппарата весьма эффективных массовых коммуникаций, которые также обусловлены в своих свойствах и внешних проявлениях техно­логической культурой;

• контроль над всеми эффективными средствами вооруженного сопротивления;

• централизованный контроль и направленное воздействие на экономику посредством бюрократической координации ее формаль­но независимых корпоративных единиц, которые обычно пребывают под контролем других ассоциаций и других разновидностей группо­вой активности и воздействия.

Таков в общем виде «синдром властвования», которого не было, по мнению авторов, у восточных деспотий, в монархиях Египта, в Древней Греции, у бонапартистской военной диктатуры и др. У раз­ных видов такого режима имелись некоторые конвергентные тенден­ции (тенденции к растущему сходству), которые отвергались на док-тринальном уровне, но поддерживались на уровне организации и управления (тайная полиция, монополия пропаганды, соответствую­щая перестройка образования и массовых организаций молодежи, централизованное планирование). Таким образом, заключают авто­ры, тоталитарное лидерство — это новый и самобытный тип лидерства в истории, если сравнивать его с лидерством традиционным (Людовик XIV, Генрих VII), лидерством харизматическим (Моисей, Иисус, Мухаммед) И Рационально-законническим (власть президен­та или премьер-министра в современной конституционной демокра­тии).

Разумеется, власть вождя в тоталитарном режиме отличается от власти фараона (подданные целовали его земные следы) и власти византийского императора. Но элемент харизматического властвова­ния присутствует и в тоталитарном режиме. По свидетельству Ге­ринга В Его беседе с английским послом, «когда принимается реше­ние, каждый из нас Значит Не больше тех каменных плит, на кото­рых мы стоим. Все решает только сам фюрер». Действительной исторической новацией следует, вероятно, считать такой атрибут то­талитарного властвования, который авторы назвали псевдорелигиоз­ным сознанием в виде «тоталитарной идеологии», названной «опиу­мом для народа» и ставшей реальностью, как и сам тоталитарный режим, В Благоприятных для этого условиях «массовой демократии и современной технологии» (Totalitarian Democracy and Autocracy / Ed. by K. Friedrich And Z. Brzezinsky. Cambridge, 1956.'p. VII, 7-16, 19, 24, 297).

< Попередня   Наступна >